29.10.2015

Интеграционные процессы ЕАЭС и КНР

Китай остается ключевым партнером для стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), заявил Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Виктор Христенко на площадке форума «Евразийская экономическая перспектива». Также он отметил, что товарооборот прошлого года между странами ЕАЭС и КНР составил 110 млрд долл. США.

На форуме рассматривались вопросы интеграции ЕАЭС с китайским проектом Экономический пояс Шелкового пути. Список участников был достаточно обширным. Так, со вступительным словом к участникам форума обратился Председатель Мажилиса Парламента Республики Казахстан Кабибулла Жакыпов. Помимо него на форуме присутствовали Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Сергей Нарышкин, первый заместитель Премьер-министра Республики Казахстана Бакытжан Сагинтаев, Председатель Маджлиси Намояндагон Маджлиси оли Республики Таджикистан Шукурджон Зухуров, глава делегации ВСНП КНР Лу Хао, ректор МГУ им. Ломоносова Виктор Садовничий, аким Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан Даниал Ахметов, губернатор Челябинской области Российской Федерации Борис Дубровский, Генеральный секретарь ШОС Дмитрий Мезенцев.

Из выступления Виктора Христенко стало ясно, что взаимодействие между КНР и ЕЭК осуществляется посредствам рабочих контактов и решения торговых вопросов. Также, на форуме обсуждался вопрос о подготовке Соглашения об обмене информацией о товарах и транспортных средствах международной перевозки, перемещаемых через таможенные границы ЕАЭС и Китая, что существенно упростит процесс доставки и растаможки из Китая. «С нашей точки зрения, регулярный обмен информацией повысит степень доверия между государствами-членами ЕАЭС и Китаем, поможет предотвращению нарушений таможенных законодательств стран Союза, ускорит таможенные процедуры», – пояснил Виктор Христенко.

Евразийская Комиссия работает и по направлению подготовки единых норм, устранения изъятий и ограничений, барьеров и препятствий для эффективной работы единого рынка. Дело в том, что в настоящее время отмечается формирование рынка с населением более 182 млн человек, «живущий практически по единым транспарентным правилам». Этот рынок функционирует на основе норм и правил ВТО, становясь более открытым и понятным для инвесторов, где органы управления обеспечивают единое функционирование рынка товаров, его эффективную реализацию компетенции по регулированию внешней торговли, сферы технического регулирования, таможенного администрирования и др.

Большое значение было уделено вопросу региональной интеграции. Виктор Христенко отметил, что в мире сформировались новые центры, которые не удовлетворены своим положением в мировой системе, невозможностью влиять на принимаемые решения через существующие глобальные институты. «При этом все понимают, что в нынешнем мире в одиночку нельзя ни выжить, ни быть услышанным. Все стараются найти такую площадку, такую группу, которая позволит в наибольшей степени реализовать собственные проекты. Евразийский экономический союз в этом смысле старается двигаться в тренде», – заявил Виктор Христенко.

Основной задачей для достижения поставленных целей остается поиск новых форматов взаимодействия и выход на новую архитектуру мироустройства.

В сфере логистики обсуждается новый проект строительства автодороги протяженностью более чем 8 тыс. км, которая к 2025 году свяжет Санкт-Петербург, Москву, Казань, Оренбург, а затем пройдет через Казахстан к западной границе Китая, позволит сохранить в российской дорожно-строительной отрасли более 30 тыс. рабочих мест.

Открытие трассы планируется на 2025 год. Уже сейчас идут подсчеты предварительной прибыли, которую получит федеральная казна и региональные бюджеты. Новый коридор пройдет в зоне тяготения 23 регионов, которые обладают населением в 68 миллионов человек, и их ВРП составляет 41% от общего валового внутреннего российского продукта, отметил первый зампред правления госкомпании «Автодор» Иннокентий Алафинов: «Эффект роста валового внутреннего продукта в период до 2045 года при создании его участка на территории России составит 922 млрд рублей, или 1,3% прироста валового внутреннего продукта».

Дорога будет исключительно государственной, заявила партнер компании Herbert Smith Freehills Ольга Ревзина. Поэтому нормативной базой ее строительства может стать либо концессионное соглашение, регламентированное федеральным законодательством, либо долгосрочное инвестиционное соглашение.

Китайский представитель компании China Communications Construction Company Бай Юнфень заявил, что основным фактом является перспектива грузопотока: «Данный проект стал бы более привлекательным в случае, если бы нам предоставлялась гарантия по компенсации трафика, если уровень транспортного потока не достигает согласованного ранее уровня».

Директор Института экономики и транспортной политики ВШЭ Михаила Блинкина уверен, что трасса обеспечит соответствующий грузопоток, т.к. грузовые перевозки из Китая в Россию будут состоять из дорогостоящих грузов, «которые не очень разумно возить по железной дороге и уже совсем невыгодно возить вынужденным образом вокруг света через Индийский океан и дальше до балтийских портов».

К началу страницы
Оставить заявку