09.11.2015

Что предложит Россия для транзитного потока из Китая

Господин Хусян Чжао, президент FIATA, поделился своими соображениями о ближайшем будущем логистического сектора, а также теми трудностями, с которыми ему придется столкнуться в своей работе. Логистический сектор как участник международной торговли получил от китайского правительства хороший импульс, и правительства других государств должны последовать этому примеру.

Рассматривая возможности традиционных морских сервисов, нельзя игнорировать организацию наземных маршрутов, которые являются важным дополнением морских и авиационных перевозок, так как представляют собой среднее звено между дорогими и быстрыми перевозками авиационным транспортом и дешевыми, но медленными морскими сервисами. Уже сейчас по маршруту Китай-Германия-Голландия курсируют практически регулярные поезда, скоро, возможно этот маршрут достигнет пределов Франции. Не менее интересен проект «Нового Шелкового пути», но для обеспечения его оптимальных условий необходимо еще решить много вопросов, связанных с пересечением российской территории, инвестициями, сборами, организацией и целостностью сервиса. Отдельную проблему составляет рельеф и климатические условия, поэтому согласование этих двух концепций в Центральной Азии сопряжено с серьезными трудностями.

Грузопоток между европейской территорией и Северной Африкой по большей части будет направляться через порты, находящиеся в Юго-Восточной Азии. Это – несколько миллионов TEU грузов, с которыми ни железным дорогам, ни операторам грузовых автомобильных перевозок никогда не справиться, несмотря на все усилия, предпринятые ими для наращивания мощностей. Китаю и России как хорошим соседям будет интересно и дальше развивать недавно установленные связи, стимулируя увеличение прямого товарооборота, грузоперевозок из Китая и обратно. Хорошо, если Россию начнут рассматривать не просто огромной территорией, которую пересекают, чтобы добраться в какую-то другую страну, а как пункт отправления и назначения грузов.

Сергей Максимов, президент транспортного Союза Сибири, Новосибирску можно претендовать на статус хаба, поскольку Новосибирский транспортный узел обладает наиболее развитой инфраструктурой в регионе и имеет три контейнерных терминала. Ежегодные показатели объемов переработки контейнеров Новосибирского транспортного узла на 5-6 п. п. выше, чем в целом по всей РФ. Внешнеторговый оборот Западной Сибири, по данным союза, достигает сегодня 17 млрд. долларов. Сама только Новосибирская область имеет свыше 500 млн. долларов торгового оборота с Казахстаном. Значительную часть грузов, идущих в портовые комплексы Петербурга и Калининграда, формируют в Новосибирске, который также является точкой опоры логистической сети, направленной на обеспечение всех потребностей экономики Западной Сибири. Высококачественные склады А и В классов, занимающие площадь 746 000 кв. м, составляют 79% всего объема таких же складов Западной Сибири. Можно сравнить этот показатель с Красноярском, где складские помещения занимают 89 000 кв. м. 

По мнению Максимова, министерству транспорта России необходимо заняться вопросами развития маршрутов в направлении Китая и стран Юго-Восточной Азии через российскую территорию, включая в их состав формируемые международные транспортные коридоры и ответвления, проходящие по российским регионам. Это позволит изменить основное направление грузопотока, идущего в Москву и затем направляющегося в разные стороны, а также будет способствовать сохранению транзитного грузопотока, существенно расширяя при этом грузовую базу данных коридоров.

Как известно, уже сейчас увеличивается объем идущих в Центральную Россию перевозок из Китая через Казахстан, что связано с более низкими железнодорожными тарифами Казахстанских железных дорог. Это перетягивание части грузопотока может сыграть не на руку конкурентоспособности Транссиба, и реализация данного маршрута будет иметь негативные последствия для бюджетов государства и регионов. Переориентация грузов на китайские гавани с дальневосточных портов России негативно скажется на РЖД и российских морских портах. Этому вопросу уделялось немало внимания в ходе конференции, проходившей в рамках форума «Транспорт Сибири-2015». Соколов, министр российского транспорта, выступая на конференции, отметил необходимость развития не только Транссибирской магистрали, но и других ответвлений в обход крупных городов, чтобы обеспечить надлежащую скорость внутрироссийского грузопотока и продвинуться в развитии Транссибирской скоростной грузопассажирской магистрали.

 

К началу страницы
Оставить заявку