Строительство одного из транспортных коридоров проекта «Шелковый путь» остановлено. Работы были прекращены на территории Татарстана, где должен был пролегать маршрут Европа – Западный Китай. Процесс строительства данного участка дороги длится около 10 лет. Частные инвесторы уже вложили в него 14 млрд. рублей, а власти Татарстана выделили 1,3 млрд.
Главной причиной остановки работ инвесторы называют разногласия с Министерством транспорта Республики. Дело в том, что трассировку 90-километрового участка дороги разработал институт «ТатНИПИнефть» на основании инженерно-изыскательских работ. Далее инженерные изыскания были переданы Минтрансу, однако компенсации в виде затраченных 89 млн. рублей не последовало.
Ранее было известно, что в феврале 2015 года в Татарстане приступили к проектированию завершающего участка автомагистрали Шали – Бавлы, которая соединит федеральные трассы «Волга» и «Урал», а также станет частью транспортного коридора Европа – Западный Китай.
«В 2015 году планируется завершить проектно- изыскательские работы на последнем участке автодороги от Альметьевска до Бавлов, ввод в эксплуатацию автомагистрали планируется к 2018 году. В проект уже вложено 24 млрд. рублей, в том числе – 3,5 млрд. рублей из федерального бюджета, 8,4 млрд рублей из бюджета Татарстана, и 12 млрд рублей частного инвестора», – прокомментировали эксперты.
Напомним, что общая протяженность трассы Шали – Бавлы составляет 297 км с учетом мостового перехода через реку Кама, максимально допустимая скорость движения – 150 км/час. Благодаря реализации данного проекта планируется улучшение транспортных связей между Европейскими странами и Азией, а также упрощение импорта товаров из Китая.
Наряду с развитием автомагистралей Китай активно отправляет грузовые контейнерные поезда в Приморский край России. Так, грузовой поезд с 144 контейнерами отправился из города Харбин, административного центра провинции Хэйлунцзян (Северо-Восточный Китай), через КПП Суйфэньхэ в порт Восточный Приморского края. Далее груз проследует до г. Пусан Республики Корея морским путем. Данная отправка поезда и говорит о вводе в эксплуатацию сухопутно-морской линии, соединяющей Китай, Россию и РК. Грузовая составляющая поезда – это изделия из пластмассы, предназначенные для производства автомобильных запчастей. Новый маршрут оказался короче на 224 км по сравнению со старым (Харбин-Далянь-Пусан), что позволяет сократить время доставки на 2-3 дня.
Также провинция Хэйлунцзян открыла движение по железнодорожному маршруту, соединяющему Харбин с Москвой и другими городами Европы через Маньчжурию, что способствует успешной реализации государственной стратегии “пояс и путь”. Теперь доставка контейнеров из Китая в Москву будет занимать гораздо меньше времени.
Порт Роттердам уже принял первый контейнерный поезд из КНР несколько дней назад. Эксперты сразу предположили, что авиа- и морские перевозчики вскоре окажутся в затруднительном положении, т.к. перевозки железной дорогой будут осуществляться по весьма выгодной цене. Также на рынке перевозок появилась новая услуга – доставка неполных контейнерных грузов (LCL), что может привлечь большое количество грузоотправителей с маленькими партиями товаров.
Финансовые планы Китая установлены на планке в $2,5 трлн за ближайшие 10 лет работ с Европой. В 2014 году на европейские страны в совокупности приходилось 21,9% китайского экспорта. Эта доля выросла на 11,7% в течение последних 3 лет. Также они обеспечивают 37% сырьевого импорта в КНР.
Крупные логистические компании, такие как DHL и Kerry Logistics уже заключили договора с китайским государственным железнодорожным оператором по развитию маршрута до порта Роттердам. Компания DHL действует весьма агрессивно, о чем говорит подписание соглашения с Казакстан темiр жолы и осуществление доставки из Китая через Казахстан. Согласно этому июньскому меморандуму, казахстанский оператор предоставляет логистической компании дополнительный блок-поезд.
Однако есть эксперты, которые убеждены в том, что морской транспорт ничто не заменит: «Во-первых, железная дорога имеет ограниченные возможности. В то время как самый большой корабль может перевезти 22 тыс. TEU за раз, – говорят эксперты. – Железная дорога способна принять 220 TEU, то есть 1%. Кроме того, стоимость перевозки по железной дороге до сих пор выше. Иногда даже в 30 раз. Только сезонные товары и товары с высокой стоимостью выгодно отправлять по стальным магистралям. Грузоотправители продолжают тестировать новые возможности маршрута и оценивать его с точки зрения финансовой выгоды. Мы считаем, что надежность перевозок и уникальное позиционирование сервиса в части соответствия расходов и времени приведут к тому, что грузоотправители будут регулярно пользоваться услугой. В особенности LCL».
В свою очередь Россия планирует получить свыше $7 млрд. в виде дохода от внешнеторгового оборота между Европой и Азией после реализации проектов, в частности ОАО «РЖД», о чем заявил глава РЖД Владимир Якунин: «Могу сказать, что даже если мы возьмем 1% от внешнеторгового оборота, – а это грузы, между Азией и Европой, – то это составит для железнодорожников России огромную сумму, превышающую 6 или 7 млрд. долларов. Естественно, что мы все боремся, и европейские железнодорожники, и азиатские, за то, чтобы этот объем увеличивался… Я думаю, что с учетом высокоскоростного сообщения эта процентовка будет изменяться и мы свою долю рынка этого возьмем».
Якунин призывает не замыкаться на территориальных рамках Евросоюза, т.к. сегодня все определяет всеобщая коммуникация: «Транспортная инфраструктура будет развиваться в направлении сопряжения, проявления интермодальности, надежности, скорости». «Транс-Евразийский пояс развития» и проект Китая «Шелковый путь» идеологически близки и преследуют единую цель увеличения грузоперевозок наземным транспортом.
Напомним, что 8 мая 2015 года президент России Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин подписали соглашение о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и экономического пояса проекта «Шелковый путь».