08.08.2015

В обход России

Китайские импортеры экономят на таможенных сборах и налогах, используя схему ввоза товара не через российско-китайскую таможню напрямую, а через Казахстан. Об этом заявил аудитор Счетной палаты Сергей Штогрин: «Анализ сведений по товарам, в отношении которых наблюдается увеличение объемов их ввоза в Республику Казахстан с одновременным снижением объемов ввоза в Российскую Федерацию, свидетельствует о возможном «перетекании» декларирования этих товаров из Российской Федерации в Республику Казахстан».

Товары легкой промышленности занимают лидирующие позиции в схеме «перетекания» продукции из Китая в Россию с растаможкой в Астане. В связи с тем, что между Россией и Казахстаном не существует как таковой таможенной границы, импортеры КНР могут ввозить свои товары без дополнительных фискальных затрат на территорию РФ. При этом экономия составляет 6% (12% в Казахстане против 18% в России), а лояльность казахских таможенников позволяет занижать таможенную стоимость товара и экономить на выплатах.

По расчетным данным аудитора поставки головных уборов в Казахстан выросли на 52%, а в Россию уменьшились на 43%, ввоз маек в Казахстан увеличился на 27%, в Россию уменьшился на 31%, различных чулочно-носочных изделий — 209-процентный рост в Казахстан против 12-процентного снижения в России, а для перчаток и рукавиц показатели составляют 409% против 19%. За год на российско-китайской границе средняя таможенная стоимость товаров в долларах выросла на 20–30%, а на казахско-китайской — примерно на столько же подешевела.

«В этих условиях часть российских участников внешнеэкономической деятельности переносит таможенное оформление в другие государства — члены Таможенного союза. При этом в Республике Казахстан значительно расширяются (увеличивается пропускная способность) пункты пропуска на границе Республики Казахстан с КНР («Хоргос», «Калжат» и др). В то же время российские пункты пропуска, расположенные на российско-китайском и российско-монгольском участках государственной границы Российской Федерации, развиваются недостаточно и не соответствуют современным требованиям таможенного оформления и таможенного контроля», – комментирует Сергей Штогрин.

Убытки российского бюджета за прошлый год составили около 1,5 млрд. рублей в связи с действием данной схемы.

Для предотвращения процесса доставки грузов из Китая в Россию через Казахстан ФТС предлагает предпринять некоторые меры: обратить внимание на развитие транспортной инфраструктуры и пунктов пропуска на российско-китайском и российско-монгольском участках государственной границы,  а также унифицировать систему управления рисками, применяемую российскими и казахстанскими таможенными органами.

У Торгово-промышленной палаты свое видение решения проблемы: разработка новой редакции

Таможенного кодекса союза. Президент ТПП Георгий Петров сообщил, что свободное перемещение товаров между государствами — членами Таможенного союза является одной из целей его создания. В условиях Евразийского союза участники внешнеэкономической деятельности оптимизируют свои транспортные и логистические издержки, в том числе путем изменения мест декларирования ввозимых товаров. Новая редакция Таможенного кодекса уже обсуждается.

Тем временем Китай активно тестирует транскаспийский маршрут и результаты не заставляют себя ждать. Первый тестовый контейнерный поезд уже совершил переезд более 3,5 тыс км и прибыл в Азербайджан. . Состав из 41 вагона-платформы выехал 28 июля из Шихэцзы (КНР) и за пять суток, проследовав по направлению Достык – Актау (Казахстан), доставил 1,771 тыс тонн каустической соды в порт Алят (окрестность Баку).

Власти Казахстана полагают, что транскаспийский маршрут имеет огромный потенциал для становления Казахстана и Азербайджана транзитным мостом между Азией и Европой. «Учитывая прогнозируемый товарооборот между странами региона, потенциал контейнерных перевозок транскаспийского маршрута к 2020 году оценивается в более чем 300 тыс ДФЭ (условная единица измерения вместимости грузовых транспортных средств)», – отметил президент казахстанской нацкомпании Аскар Мамин. «Этот маршрут способствует наращиванию экспортного и транзитного потенциала Казахстана, росту конкурентоспособности Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ)», – подчеркнул Мамин.

Со стороны Казахстана реализацией проекта занимаются такие предприятия, как: казахстанское АО «Казахстан темир жолы», АЖД (Азербайджанские железные дороги), ЗАО «Азербайджанское каспийское морское пароходство» и Бакинский международный морской торговый порт (БММТП, пос. Алят).

В перспективе в данный проект будут привлечены  зарубежные и транзитные грузы,  а также будет введен единый тариф.

К началу страницы
Оставить заявку