22.05.2015

Переориентация России во время кризиса

Сегодня многие транспортные компании пересматривают свои логистические цепочки маршрутов и оптимизируют силы, где это возможно и необходимо. Такое поведение связано с мировой экономической ситуацией и вступлением в силу санкций между ЕС, США и РФ. Естественно, многие крупные игроки рынка пострадали от данных пертурбаций и вынуждены менять отработанные годами бизнес-процессы. Однако до конца еще никто не знает, пойдет ли на пользу российско-китайским контактам кризис в российско-американских и российско-европейских отношениях.

Принято считать, что Россия является самым крупным потребителем китайских товаров, однако это не совсем так. Большие партии грузов проходят лишь транзитом по территории РФ. Есть же и некоторые виды грузов, экспорт которых из РФ в Китай осуществляется практически в промышленных масштабах.

Эксперты полагают, что в ближайшее время российский экспорт в Китай расти не будет: «По разным оценкам, падение объема ввозимых товаров за I квартал 2015 года составило от 15 до 50%. Как трактовать эту информацию? Скорее всего, это отложенный спрос и замороженные проекты» – комментируют эксперты. В первую очередь снижение объемов поставок пришлось на оборудование и все дорогостоящие изделия, потому что в условиях неопределенности и скачкообразности курса рубля стало очень трудно планировать долгосрочные проекты, а доставка и растоможка груза из Китая в Москву стала дороже. Товары массового потребления также пришли в упадок: «Многие компании до начала 2015 года максимально работали на склад и сейчас придерживаются одной из двух стратегий: продать товар по демпинговой цене или придержать его сбыт до тех пор, когда у всех закончится запас, а затем выйти на рынок с максимально выгодным для себя предложением» – сообщают эксперты.

При этом несанкционный товар сохранил прежние объемы импорта. Также, эксперты отмечают процесс переориентации с европейского на азиатские рынки и, конечно, импортозамещение.

Экспорт товаров из России в Китай сейчас набирает обороты: цены на экспортный товар очень конкурентны и многие компании хотят заниматься экспортом. Основные номенклатуры – это древесина, пиломатериалы, фанера, каучук, черные металлы и другое сырье. Набирают обороты поставки пищевой продукции за рубеж, в азиатские страны.

Основным способом доставки товаров из вышеперечисленных стран остается морской транспорт, как самый дешевый и стабильный, но объемы перемещаемого груза на этих маршрутах уменьшился в 2 раза, в то время как количество судов не сократилось. Отсюда и начинается борьба за груз, а морские линии начинают проявлять гибкость.

Есть еще один способ экономии средств при доставке товаров – тщательное изучение карты страны, например: для осуществления  морских контейнерных перевозок из Китая в Санкт-Петербург существует несколько альтернативных вариантов, позволяющих сократить транзитное время доставки груза на Северо-Запад. «Океанское судно идет без перегрузов до Новороссийска. Декларируемое время в пути – порядка 30 дней. Плечо Новороссийск – Санкт-Петербург – это не более 2,5 суток автотранспортом, а также несколько дней на таможенное оформление. То есть за счет таких простых вещей можно сэкономить неделю» – делятся идеями эксперты. Однако необходимо учитывать и фактор перегрузки товара, на который уходит немало времени.

Подведя итоги можно сказать, что сложившаяся экономическая ситуация между Россией и странами ЕС и США лишь ускорила тенденцию развития логистической отрасли между КНР и РФ. За последнее десятилетие товарооборот между Россией и Китаем вырос в 5,5 раз и по сей день продолжает увеличиваться.

К началу страницы
Оставить заявку