22.08.2015

Масштабная реализация транспортных проектов Китая

Для оперативной интеграции стран Ассоциации государств Юго- Восточной Азии (АСЕАН) в крупнейший китайский проект «Морского Шелкового пути XXI века» Китай намерен предоставить всю необходимую инфраструктуру. Об этом заявил глава МИД КНР Ван И на министерской встрече Китай-АСЕАН в Куала-Лумпуре: «Важнейшей целью сотрудничества Китая и АСЕАН по инициативе «Морского Шелкового пути XXI века» является создание базовой инфраструктуры и взаимодействие  международных производственных мощностей. Нам сначала необходимо рассмотреть потребности каждой страны и, исходя из конкретной ситуации, предоставить необходимую для ее социально-экономического развития базовую инфраструктуру и производственные  мощности».

Глава китайского внешнеполитического ведомства отметил, что КНР не стремится соперничать с отдельными государствами, т.к. некоторые страны проявляют неискренность по отношению к участию в проекте и проявляют соревновательный характер.  Каждому  государству необходимо в полной мере раскрыть свои преимущества и должным образом вести дела.

«Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской Шелковый путь XXI века» остаются стратегическими проектами по развитию региональной транспортной инфраструктуры, в ходе которых должны быть связаны Азия с Европой и Ближним Востоком, далее – государства Западной, Южной и Юго-Восточной Азии, а также страны Восточной Африки и Европы. АСЕАН объединяет Бруней, Вьетнам, Индонезию, Камбоджу, Лаос, Малайзию, Мьянму, Сингапур, Таиланд и Филиппины.

Сегодня активное участие в реализации строительных проектов принимает Пакистан. Правительство страны и КНР совместно строят экономический коридор между логистическим хабом Кашгар на западе Китая и тремя ключевыми портами Пакистана, который откроет выход к морю для стран Центральной Азии к северу от Пакистана. ПО словам экспертов это позволит увеличить контейнерооброт  Пакистана с 3,6 млн. TEU до 10 млн. TEU за ближайшие 5-10 лет.

В настоящее время порт Карачи обслуживает два контейнерных терминала – Karachi Internationalпод управлением Hutchison Port Holdings и Pakistan International под управлением International Services Container Terminals. Третий терминал под управлением Hutchison начнет работу в этом году. Согласованная работа всех терминалов увеличит портовую мощность до 3 млн. TEU в год.

Помимо этого Китай инвестировал в строительство порта Гвадар, эксплуатация которого позволит сократить маршрут для доставки нефти из региона Персидского залива. При этом Гвадар специализируется на контейнерных перевалках. В 2013 году было завершено строительство контейнерного терминала Gwadar International Terminal мощностью 500 тыс. TEU в год. В мае текущего года терминал принял первые контейнеры, которые прибыли на судне COSCO.

В перспективе планируется запуск железнодорожного контейнерного сервиса по доставке контейнеров между портами Гвадар и Карачи и промышленным регионом в районе Пакистанского города Лахоре.

Активная работа в области развития транспортных проектов Китая не обошла и вопрос о снижении портовых сборов в портах страны. 4 августа правительство КНР внесло изменения в постановлении в суммы и порядок расчетов портовых сборов в портах страны. При этом операторы не имеют права вводить дополнительные сборы, помимо указанных в документе. Теперь стоимость доставки контейнеров из Шанхая в города России будет обходиться дешевле.

Сбор за лоцманскую проводку судов дедвейтом от 40,001-80,000 тонн снижен до 0,45 юаней за тонну дедвейта ( 0.07 долларов США), свыше 80 тыс. тонн – 0,425 юаней. Допсборы за проводку и буксировку в ночное время и праздничные дни снижены на 45 %, сборы за обеспечение безопасности – до 10 и 15 юаней за 20- и 40-футовый контейнер, соответственно. Данные действия направлены на рост числа судозаходов в порты Китая, что приведет к увеличению выручки в портовой отрасли.

Недавно состоялась встреча заместителя генерального директора департамента зарубежного инжиниринга компании Poly Technologies Inc Сун Линя с правительство республики Коми. На повестке дня рассматривался вопрос о реализации межрегионального проекта «Белкомур». Итогом работы делегации Poly Technologies Inc. станут встречи в Министерстве транспорта и Министерстве экономического развития РФ, Государственной корпорации «Банк развития и Внешнеэкономической деятельности».

Сам же проект «Белкомур» состоит из строительства ж/д магистрали Архангельск – Сыктывкар – Соликамск (Пермь) протяженностью 1161 км и является основой комплексного промышленного и инфраструктурного развития регионов Европейского Севера России. Идея данного проекта возникла при обсуждении перспективы развития регионов Европейского Севера России. Белкомур по кратчайшему маршруту должен связать промышленный Урал с северными территориями и морскими портами Мурманска и Архангельска, став альтернативным транспортным соединением Урала с портами Баренцева и Белого морей. В перспективе будет возможна доставка грузов в СПб из Китая ж/д транспортом.

В свою очередь правительство России огласило стоимость реализации проектов транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2». На них потребуется более 200 млрд. рублей.  Полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев сказал, что на данный момент госбюджет не в состоянии выделить такую сумму, поэтому целесообразно сделать данные проекты интересными для инвесторов.

«На форуме транспортные коридоры должны быть представлены как понятные, прозрачные и окупаемые инвестиционные проекты. Нам предстоит еще услышать мнение инвесторов по поводу коридоров, но, думаю, все возможности начать работы по их строительству в 2016 году существуют», – отметил Трутнев.

Проект «Приморье-1» призван связать приграничный китайский город Суйфэньхэ, станцию Гродеково, Пограничный район Приморья и порты на востоке края. По такому маршруту может осуществляться доставка грузов морем из Китая во Владивосток.  На реконструкцию и модернизацию автодорог данного проекта выделено 1,3 млрд. рублей из краевого бюджета.

Транспортный коридор «Приморье-2» свяжет порты юго- запада Приморья – Посьет, Зарубино и Славянка с провинциями Китая, что позволяет доставлять быстро грузы из северо-восточных территорий КНР в юго-восточные провинции Китая, а также в страны АТР и в обратном направлении.

К началу страницы
Оставить заявку