В Минтрансе продолжается уточнение условий выхода из ОАО РЖД «ТРАНСКОНТЕЙНЕРА». В сфере контейнерных перевозок министерство предлагает ликвидацию тарифных диспропорций, и ратует за введение мер, препятствующих неполной загрузке контейнерных поездов, хотя во время пребывания «ТРАНСКОНТЕЙНЕРА» в контуре монополии, этот вопрос не обсуждался.
На замену проданному активу ОАО РЖД может создать аналог «ТРАНСКОНТЕЙНЕРА», на который должны распространиться новые правила. Выясняется, однако, что строительство нового оператора может быть осуществлено по модели «без активов» в качестве входящей в ОАО РЖД ОТЛК (Объединенная транспортно-логистическая компания). В феврале Минтрансом и ОАО РЖД будут предложены условия, которыми на долгосрочной основе с 2019 года будут регулироваться контейнерные перевозки, о чем стало известно из письма от 19.01.18 в адрес правительства от замминистра Алана Лушникова.
Как отметил чиновник, Минтранс, ОАО РЖД и Аналитический центр российского правительства провели анализ эффективности тарифной политики контейнерных перевозок, обнаружив определенные несовершенства. В частности, в тарифной системе предусмотрена только система скидок для погрузки контейнеров комплектом на вагон, тогда как запретительные тарифы под перевозку одиночного контейнера на платформе не предполагаются. Замминистра уверен, что необходим пересмотр тарификационных правил, чтобы обеспечить эффективность перевозок.
Инициативы Минтранса по дальнейшему сокращению тарифных диспропорций и изменению правил перевозок контейнеров с целью обеспечения эффективности загрузки платформ получили поддержку в ОАО РЖД. В разъяснениях Михаила Бурмистрова, главы «INFOLINE-АНАЛИТИКИ», говорится, что предложениями Минтранса устраняются несовершенства законодательства, хотя с другой стороны, вне контекста продажи «ТРАНСКОНТЕЙНЕРА» едва ли кто-нибудь взялся бы за решение данных вопросов.
Пока владельцем крупнейшего собственника терминалов, контейнеров и платформ было владеющее инфраструктурой ОАО РЖД, монополия закрывала глаза на недополученные доходы от железнодорожного тарифа, компенсируя их благодаря увеличению доходов от контейнерной «дочки».
Эксперт отмечает, что запрет на некомплектные груженые отправки является деструктивной и бессмысленной мерой, объясняя свое мнение условиями высоких ставок и дефицита, которые вынуждают операторов прибегать к полной загрузке 40- и 80-футовых платформ. Он добавляет, что на непопулярных направлениях и для малых отправителей применение данной меры грозит оттоком грузов с железной дороги.
Будет ли аналог «ТРАНСКОНТЕЙНЕРА» с активами или без активов, зависит от итогов обсуждения форматов, и в феврале на выбор правительства должны предоставить описание обеих моделей будущего оператора. К июню запланирована подготовка бизнес-плана оператора, а работа компании должна начаться в 2019-м, но не ранее 3-го квартала.