Бизнесменам, которые намерены начать сотрудничество с китайскими компаниями, приходится строить свой бизнес по новым правилам. Одним из главных правил успешной торговли является знание китайских традиций и обычаев. Китайцы устроены по-другому, они иначе мыслят, у них есть свои приметы, принципы и специфические понятия. Втайне от остального мира они считают себя особенными, выше других народов. В этом их никогда не стоит переубеждать либо демонстрировать свое превосходство – китайцы достаточно злопамятны. Тем не менее, в вопросах бизнеса китайцы патологические торгаши. Они стараются заработать как можно больше денег любыми способами, нажиться на ком-то, пока кто-то не нажились на них.
Деловые отношения между самими китайцами строятся на принципе гуаньси, что очень похоже на нашу круговую поруку. Гуанси не так просто заслужить, отношения складываются годами, переплетаются родственные и дружеские связи. Иностранцу не стоит доверять тем, кто предлагает влиятельные знакомства сразу. К тому же откаты в Китае считаются моральными и привычными.
Несмотря на кажущуюся жадность для китайцев время не переводится в деньги. Они никогда не спешат. Поэтому переговорные процессы по доставке товаров из Шанхая или других городов могут затягиваться, перетекать в иные плоскости, не иметь результатов. Китайцы не откровенны, часто оперируют образами и говорят намеками. Их нужно научиться слышать и понимать то, что осталось за кадром.
Существует несколько вариантов сотрудничества с китайскими производителями, основные из которых – прямое сотрудничество и работа через посреднические торговые компании.
Прямое сотрудничество приносит более весомую прибыль, так как цену формирует непосредственный производитель, но и трудностей здесь намного больше. В первую очередь, необходимо на хорошем уровне владеть деловым английским, а лучше – китайским. Нужно уметь самостоятельно искать товары и поставщиков. Для этого существую торговые интернет-площадки и всевозможные выставки.
Определившись с товаром, начинается поиск поставщика. Для получения образцов продукции можно воспользоваться услугой экспресс-доставки Пекин – Москва, например. Здесь нельзя останавливаться на одной компании – необходимо иметь не менее трех вариантов. Это поможет получить лучшую цену и подстраховаться от неожиданностей.
В данном случае придется самостоятельно определять надежность производителя, составлять международные торговые контракты, инспектировать произведенный товар, оформлять всю сопроводительную, разрешительную и таможенную документацию. Не помешает и хорошее чутье, дабы не попадаться на удочку хитрых предпринимателей и многочисленных китайских мошенников.
Нужно быть готовым к тому, чтобы в любой момент вылететь в Китай для решения срочных вопросов и возникающих проблем. В прямом сотрудничестве с производителем вести дела удаленно по телефону и интернету не получится. Чтобы наладить хорошие отношения с владельцами производств, нужно личное участие во всех процессах, чтобы китайцы поняли, что бизнес важен заказчику, да и не расслаблялись лишний раз.
При сотрудничестве с китайскими торговыми компаниями товары будут стоить дороже, однако на задний план уйдут и многие проблемы, в первую очередь языковые. Такие компании хороши тем, что предлагают достаточно широкий ассортимент продукции, сосредоточенный в одном месте, оказывают различную помощь в отгрузке и доставке товара из Китая в Россию. Также здесь можно заказывать небольшие партии товара, тогда, когда на фабрике необходимо выкупать всю производственную партию. Торговые компании берут на себя поиск товара, поставщика, переговорный процесс, оформление документов и подписание договоров, гарантируют юридическое сопровождение.
Что касается минусов работы через торговую компанию, то в первую очередь – это достаточно высокие цены. При этом заказчик может так никогда и не узнать реальной цены товара, а посредник может добавить до 35% к стоимости продукции. Также такие компании обычно не раскрывают данные производителя, заказчик не владеет информацией об оборудовании и мощностях. Еще посредники не всегда осуществляют нужный уровень контроля продукции, что влечет большой процент брака. Контроль качества обычно не входит в услуги таких компаний. Кстати, торговые компании, иногда, представляются как непосредственные производства, но их можно разоблачить, попросив об экскурсии на фабрику.
Также среди посредников есть российские компании. Они имеют свои представительства в Китае, у них налажены связи с производителями, схемы перевозки товаров через границу, есть свои базы и склады. Они также могут предложить услуги по поиску товаров и производителей, инспекцию фабрик, юридическое сопровождение сделок, таможенную очистку в КНР, доставку и растаможку в России грузов из Гонконга и других городов.
То касается таможенных вопросов, то здесь нужно точно знать, какие именно документы необходимо подготовить в Китае для отправки и для получения груза в России. Здесь тонкостей достаточно много – как с одной стороны, так и с другой. Во-первых, внешнеторговые контракты пишутся на китайском языке, поэтому переводу с русского стоит уделить особое внимание, указать в нем все необходимые данные и условия, реквизиты. Во-вторых, необходимо обладать информацией о вопросах квотирования, лицензирования, сертификации, системы экспертиз и карантина, знать, какие товары запрещены к импорту либо ограничены в экспорте. В-третьих – торговые операции могут осуществлять фабрики с экспортно-имортной лицензией и многое другое.