Многие бизнесмены, отправляя товар из Китая, часто сталкиваются с проблемами задержек по отгрузке и погрузке на судно. Отправитель оправдывается и винит в этом морские линии, уверяя, что те не предоставили вовремя контейнер для доставки из Пекина, например, не осуществили таможенные формальности и т.д. Одновременно с этим линии уверяют заказчика в обратном.
интересованы в подобных задержках, так как они за сроки поставки не отвечают. Практически всегда ситуацию провоцирует именно отправитель, а делает он это для того, чтобы заставить заказчика поменять морского агента на другого – собственного, который заплатит ему дополнительные деньги.
Если грузополучатель согласится сменить морского агента, то рискует создать себе дополнительные проблемы. Обычно такими «своими» агентами являются небольшие фирмы-посредники, которые бронируют места на морских судах. Чаще всего они оформляют так называемый «домашний коносамент», согласно которому при перевозке из Китая в Россию через Финляндию, например, имеют право требовать от получателя оплату любых дополнительных услуг – обслуживание коносамента, хранение контейнера, его уборку, возврат и любые другие. В результате, пока грузовладелец получит свой товар, сумма таких услуг может составить несколько тысяч евро. Таким образом, домашний коносамент является ловушкой для владельца груза.
Морские же линии чаще всего выпускают мастер-коносамент, который:
- является договором на морскую перевозку, текст которого находится на обратной стороне документа;
- является распиской о принятии груза перевозчиком;
- играет товаросопроводительную роль.
Следует заключать договора только с теми перевозчиками, которые гарантируют все три оригинала коносамента.
Коносаменты бывают именными, необорачиваемыми или прямыми, ордерными. Ордерные удобны тем, что за времянахождения груза в пути в него можно вносить изменения. Есть коносаменты чистые и с оговорками. Бланковый коносамент – документ на предъявителя, является наиболее рискованным, так как тот, кто имеет все три его оригинала – получает груз. Виды коносаментов можно менять с одного на другой. Однако все изменения и исправления могут осуществляться только с разрешения отправителя. Сменить позиции в коносаменте – количество мест, вес и др. возможно только путем коррекции карго-манифеста.
При утере всех трех оригиналов коносаментов необходимо брать банковскую гарантию на морские линии на сумму 200 – 300% стоимости товара и сроком на полгода. Такая же процедура и при работе с аккредитивом. Чтобы не попадать в подобные ситуации не стоит отправлять экспресс-почтой все оригиналы, а оформляя в банке аккредитив, вносить в него пункт о возможности предъявлять только 1 экземпляр документа.
Если ордерный коносамент приходит без индоссирующей надписи, то его необходимо отправить обратно китайскому отправителю чтобы тот поставил свои печати, и отправил обратно экспресс-почтой получателю.