После вступления Китая в ВТО в стране быстрыми темпами стала развиваться автомобильная промышленность, а также смежное с ней промышленное производство автозапчастей и электроники. Так, в 2002 году объемы производства автомобильных запчастей составляли лишь 5% китайского автопрома, то уже к 2006 году доля таких производств выросла до 35%. С тех времен темпы развития автомобильной промышленности постоянно возрастают. Естественно, что рост производства автозапчастей в Китае прямо пропорционален развитию самого автопрома страны.
В Китае размещено 5 тысяч предприятий производителей автозапчастей. 1200 из них приходится на зарубежные компании, пять сотен из которых принадлежат мировым автоконцернам-гигантам. Например, большинство Volkswagen поступают в Россию в ходе доставки из Шанхая, Гонконга, Пекина и других городов а 15% каждого автомобиля Nissan было произведено в Китае. Вскоре эта цифра дойдет до 35%.
Самая высокая концентрация заводов по производству автозапчастей – в провинции Чжецзян. Здесь находится около 1280 компаний, что составляет около 21% от всего количества производителей автозапчастей. Еще 37% предприятий сконцентрированы в провинциях Шаньдун, Гуандун, Цзянсу, Хубэй и Шанхае.
Поднебесную можно смело назвать мировой фабрикой по производству запчастей для автомобилей. Быстрее всего развиваются предприятия, которые изготавливают двигатели, автомобильные шасси, шины, пластмассовые и резиновые изделия, кузовные детали, кондиционеры, печки, автомагнитолы и электроприборы для машин. Однако технология производства в Китае амортизаторов, систем безопасности, спутниковой навигации пока только развивается.
По качеству произведенные в Китае автозапчасти делят на следующие категории:
- высшее качество – автозапчасти для США, Европы и остальных развитых стран;
- близкие по качеству к первой группе детали для внутреннего автопроизводства, иногда они попадают и в партии на доставку из Китая в Россию;
- среднее качество – автозапчасти для стран СНГ и развивающихся стран, порядок цен в полтора раза ниже, чем у предыдущей группы;
- «гаражное» качество – брак со всех предыдущих групп и подделки. Цены такой продукции в 3 – 5 раз ниже, чем на автозапчасти среднего качества.
В целом же уровень качества, как и технологии, остаются низкими или средними. Китай по качеству еще уступает в этом развитым странам, где давно применяются высокие технологии. Но бывают и исключения – например, подшипники SKF в КНР производят более высокого качества, чем непосредственно в Италии, а немецкие системы впрыска топлива BOSCH вовсе не производят в Германии.