Транспортная и логистическая инфраструктура Китая в последнее десятилетие сохраняет стабильно высокий рост. Большой вклад в это вносит государство, обеспечивая эффективность международной цепи поставок, которая способствует дальнейшему промышленному росту страны.
Преодолев к 2010 году некоторые трудности, когда стоимость логистических услуг составила около 18% ВВП Китая, в 2011 году правительство КНР приняло ряд специальных законов. Они были направлены на развитие логистической отрасли КНР, размеры налогов, оптимизацию дорожного трафика страны, местное законодательство, улучшение условий для бизнеса, объединение мощностей, внедрение ПО и новых технологий, размеры государственной и банковской финансовой поддержки, развитие логистики в АПК.
Принятые меры способствуют поддержанию производительности транспортно-логистической сферы в 7 ее основных направлениях:
- Внутренний рынок грузоперевозок – уже делает значительные успехи во внедрении общих норм и стандартов, что дало многим китайским компаниям возможность конкурировать с крупными игроками логистического рынка. Результат – появление китайских 3PL-операторов, что свидетельствует об улучшении ситуации.
- Морские грузоперевозки – государство инвестировало огромные суммы в развитие портов, что помогло Китаю достичь большого и устойчивого прогресса, позволило нарастить доставки грузов из Шанхая, так, что он стал крупнейшим портом в мире. Однако с кризисом возникли некоторые проблемы, появилась неравномерность спроса и предложения, снижение покупательской способности во многих странах стало ограничивать глобальный спрос, стала снижаться потребность США и Европы в китайских товарах на фоне растущего контейнерного флота.
- Авиаперевозки. Их объемы в Китае стабильно растут. Авиатранспорт чаще сего используется для перевозки различных дорогих компактных товаров и электроники. В сфере международных грузовых авиаперевозок авиагиганты жестко конкурируют с китайскими авиакомпаниями.
- Железнодорожный транспорт – в него также активно инвестируются средства, как в развитие инфраструктуры, так и в высокоскоростные пассажирские перевозки и грузоперевозки из Китая. Длина китайских магистралей уже составляет более 100 тыс. км, объемы перевозок постоянно растут. Железнодорожный транспорт в Китае на 20-30% дешевле автомобильного.
- Автотранспорт. Сеть шоссейных дорог Китая постепенно улучшается, в особенности между городами второго и третьего порядка, на маршрутах к морским портам Китая. Также постепенно улучшаются сопутствующие сервисы. Стоимость автоперевозок в Китае очень высокая, хотя они продолжают пользоваться спросом. Например, речные перевозки дешевле автомобильных в 2 раза.
- Речные перевозки – наиболее важны для центральных и западных провинций КНР. Каботажное судоходство стало быстро развиваться после переноса производственных мощностей вглубь материковой части Китая, где рабочая сила более дешевая.
- Услуги по сопровождению грузов – пользуются высоким спросом у иностранных клиентов, так как отвечают запросам местной специфики. Кроме того, китайские логистические компании активно осваивают рынки ЕС и США, открывают там свои филиалы.
В ходе 12 пятилетки (2010-2015г.г.) в авиацию будет инвестировано 1,5 млрд. юаней, а в развитие железной дороги – по 700 млрд. ежемесячно. Большие суммы вкладываются и во все другие виды транспорта. Благодаря всем программам к концу 2015 года транспортными маршрутами должны соединиться 90% населенных пунктов Китая.