В Китае при доставке контейнера до порта со склада поставщика принимают участие четыре стороны – отправитель, морская линия, логистическая компания, занимающаяся непосредственно доставкой и оформлением, и стивидорная компания, в обязанности которой входит погрузка контейнера на судно. Стоимость доставки контейнера до китайского порта складывается из суммы расценок на каждую услугу.
Морские линии при доставке разных грузов из Китая в Россию не занимаются подачей порожнего контейнера, внутренними перевозками по территории Китая и таможенным экспортным оформлением. Если на фабрике есть отдел логистики, то она сама может заняться этими вопросами, но чаще всего используется третья сторона – агент либо логистическая компания, обладающая лицензией таможенного брокера. В среднем, стоимость экспортного оформления товара в Китае составляет от 50 до 200 долларов.
Товар со склада производителя движется поэтапно. Сначала порожний контейнер подается на склад отправителя, где он затаривается и доставляется в порт. Стоимость такой доставки рассчитывается исходя из расценок 1 км пути – 1 доллар. Однако не всегда контейнер приходит именно из порта отправления – его там может просто не быть. Такое обычно случается со специализированным контейнером, который будет находиться в более дальнем порту. Стоимость доставки контейнера в порт может также увеличиться в случае, если фабрика и порт отправки находятся в разных странах. Например, стоимость отправки и доставки из Гонконга в Россию отличается от стоимости доставки непосредственно из Китая – ставки там ниже (это связано с особым экономическим положением Гонконга).
На стоимость доставки до порта влияет и количество товаров от разных отправителей, которые затариваются в один контейнер. При последовательной загрузке (контейнер загружается на разных предприятиях по пути следования) доставка обходится дешевле, чем консолидация всех партий товаров на одном складе. Стоимость процесса затарки может превысить 200 долларов. При консолидации выпускается несколько экспортных деклараций и несколько коносаментов, тогда как в случае последовательной загрузки по китайским законам коносамент выпускается только один.
Расценки стивидорной компании за погрузку на борт 20-футового контейнера обычно составляют 150 долларов, а 40-футового – 270 долларов. Часть европейских портов, например Котка, коносамента не требуют – для них важнее карго-манифест. При прибытии в европейский порт контейнера с товаром из Китая порой возникают проблемы с несоответствием данных в карго-манифесте. В данном случае опытные импортеры советуют пропустить в порту груз через процедуру таможенного склада. Таким образом производится коррекция карго-манифеста, можно изменить вес, количество и описание товара.