Из-за введения санкция, Россия потеряла многих торговых партнеров, что привело к остановке торгового оборота. Правительство РФ планировало заполнить нишу китайскими товарами, но оказалось, что Китай не в состоянии самостоятельно заменить всех экспортеров. К тому же российский экспорт сталкивается с конкуренцией со стороны нового «Шелкового пути», что тоже неблаготворно сказывается на развитии импорта.
Сегодня Китай занимает первое место среди торговых партнёров России с 11% внешнего товарооборота. Однако, 2014 год показал его снижение на 0,5% и составил $88,4 млрд. по данным ФТС. При этом Китай показывает иные цифры: $95,3 млрд и рост на 6,8%.
Перевозка грузов из Китая в Россию падает из года в год. Так, например, китайский экспорт в Россию сократился на 42,1%, до $2,8 млрд, поставки российских товаров в Китай — на 28,7%, до $2,5 млрд. (январь 2015 года). Это не говоря о том, что обе страны запланировали увеличение товарооборота до $100 млрд в 2015 году и до $200 млрд. до 2020-ого.
Одной из основных причин падения поставок может быть снижение цены на нефть, т.к. спрос со стороны промышленных предприятий КНР снижается вместе с замедлением роста ВВП. Так, если прирост ВВП Китая в 2013 году составил 7,7%, то в 2014 году сократился до 7,4% — это почти вдвое меньше, чем в докризисном 2007 году (14,2%).
Сегодня Россия продает в КНР в первую очередь нефть, газ и т.п., что составляет 49,3% от общего оборота. На втором месте идет лес – 15,4%. За ними следуют химическая продукция – 12,9%, металлы – 9,1%, машины и оборудование – 8,4%.
Крупные контракты с КНР заключены и в области энергетики. У «Роснефти» контракт с CNPC на $270 млрд, у «Газпрома» — соглашение на $400 млрд и строительство «Силы Сибири», которое партнеры из Китая отказались финансировать. Сам Китай активно развивает отношения с Туркменией, как с основным азиатским поставщиком газа (50% всего газового импорта) и развивает проект «Шелковый путь 2.0» — объединение стран Центральной Азии.
В отрасли металлургии также происходит снижение экспорта, т.к. Китай оперативно научился изготавливать металл самостоятельно и уже в 2006 году превратился из мирового лидера по импорту стали в одного из ведущих ее экспортеров. О планах нарастить поставки в Азию говорили российские компании «Мечел» и «Металлоинвест». Однако перспективы таких проектов сомнительны из-за высокой конкуренции.
На рынке транспортной логистики тоже существуют определенные проекты по строительству железной дороги. Проект предполагает высокоскоростное транспортное сообщение Москва-Пекин и включает в себя приоритетный проект высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва — Казань, которые находится на стадии разработки. По этому же пути планируются доставки из Пекина в Москву.
В области продовольственных товаров основным товаром на продажу остается зерно, т.к. Китай подвержен высокой урбанизации и население нуждается в российских поставках зерновых.
В отношении ввоза товаров в Россию, на первом месте находятся машины и оборудование – 49%, одежда – 19% и химпродукция – 8%. Следом, большим пластом идет медицинская продукция, закупки которой в 2014 году составили $65 млн. (это на $24 млн больше, чем в 2012 году).
Не отстает и китайское автомобилестроение. Так, компания Great Wall Motors намерена построить завод в Тульской области на территории индустриального парка «Узловая». Инвестиции должны составить порядка $520 млн. Но, из-за отсутствия широких рекламных компаний и, как следствие, низкого спроса на китайские авто, правительство опасается, что россияне не будут покупать данные средства передвижения.
Единственное, в чем КНР не сможет заменить ЕС, так это в поставках овощей, фруктов и мяса. За последние годы закупка пищевых продуктов из Китая составила совсем малые объемы. В основном это лапша быстрого приготовления и соусы.
Но, несмотря на уменьшение товарооборота между странами, их взаимосвязь остается тесной.