В Евразийском экономическом союзе планируют реализовать 39 инфраструктурных проектов в рамках проектов по формированию экономического пояса Шелкового пути. По словам директора Департамента транспорта и инфраструктуры ЕЭК Ержана Нурахметова, с которыми он выступил на юбилейном мероприятии в Женеве, посвященного 70-летию КВТ ЕЭК ООН, создание таких маршрутов даст возможность вдвое сократить время доставки грузов.
Для России и ЕАЭС здесь видны большие возможности в сфере сотрудничества с Китаем. РФ и КНР вместе приступают к реализации проекта сопряжения ЕАЭС и Шелкового пути. Китайский бизнес планирует инвестировать 15 млрд долларов США в «Экономический пояс Шелкового пути». Данный проект свяжет Дальний Восток, страны Центральной Азии и Европу, значительно сократит время доставки из Китая.
В транспортной и инфраструктурной сфере уже выработаны критерии проектов, по которым они будут подключаться в схему «дорожной карты» взаимодействия с Китаем. В данной связи определено взаимодействие в сферах нормативного, технологического и тарифного регулирования, согласованы списки Евразийских транспортных маршрутов и приоритетных проектов. Таких проектов названо 39, которые касаются строительства новых и модернизации ныне существующих дорог, а также создания транспортно-логистических центров и развития ключевых транспортных узлов.
Одним из приоритетных проектов является развитие железнодорожной ветки Армения-Иран. Она должна будет соединить действующую железнодорожную систему двух государств и одновременно с этим позволит Армении выйти через территорию Ирана в Казахстан, Китай и другие страны Азии. Иран тем самым обеспечит себе железнодорожное сообщение не только с другими странами Персидского залива, но и получит сухопутный путь для доставки грузов из персидских государств в страны, Шелкового пути.
В данной связи Узбекистан также заявил о своем участии в азиатско-европейских проектах по организации международных железнодорожных перевозок. В декабре прошедшего года Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев сказал на встрече Президенту Кыргызстана Алмазбеком Атамбаевым о готовности своей страны принять участие в проектировании и строительстве участка железнодорожной магистрали, проходящей по кыргызской территории из Китая. Предположительно, железная дорога Китай–Кыргызстан–Узбекистан будет пролегать дальше по территории Туркменистана и Ирана, откроет всем участникам доступ на рынки Западной Азии и Ближний Восток.