26.06.2015

Тесная дружба Китая и России в сфере транспортной логистики

Планы по созданию мирового транспортного пути, соединяющего Азию и Европу, не покидают Россию уже который год. Наиболее реалистичным проектом для выполнения подобной задачи остаётся Северный морской путь, который сегодня используется очень редко. Проект развития пути уже подписан главой правительства и планирует создать конкуренцию Суэцкому и Панамскому каналам.

Ежегодно, на перевозку грузов через СМП выдается около 600 разрешений, при этом годовой объем грузооборота составляет 4 млн. тонн., а основным направлением остаются контейнерные перевозки морем в Москву из Китая. Но потенциал СМП гораздо выше – в срок реализации комплексного плана, а это 15 лет, оборот можно будет увеличить в 20 раз, до 80 млн. тонн, по словам замглавы Кабмина Аркадия Дворковича.

Данный вопрос под шефство взял премьер РФ Дмитрий Медведев, прокомментировав ситуацию: «Общий объем перевозок в последние два года находится на одном уровне. И если сравнить с перевозками через Суэцкий канал, то это менее 1% от транзита по южному маршруту». Это говорит о том, что до нынешнего времени данному проекту не было уделено должного внимания. Однако сейчас власти РФ четко видят потенциал и перспективы, которые откроет Севморпуть.

У Северного морского пути есть все шансы стать достойной альтернативой Панамскому и Суэцкому каналам. Во-первых: выгода и безопасность перевозки. На южных маршрутах слишком распространены пиратские нападения, чего не скажешь о севере. Во-вторых: транзитное время грузов, идущих по СМП намного короче и доставка из Китая в Санкт-Петербург быстро играет при этом достаточно важную роль. «Так, при использовании эталонного маршрута Роттердам – Йокогама расстояние по южному маршруту через Суэцкий канал составляет 11 205 морских миль. При использовании Северного морского пути расстояние сокращается на 3860 морских миль, т. е. на 34%», – ответил зампредседателя экспертного совета по Арктике Вячеслав Попов.

Развитие Севморпути выгодно не только России, но и США, Канаде, Дании, Норвегии, ЕС в целом, Китаю и Японии для осуществления трансконтинентальных перевозок грузов.

Не взирая на озвученные перспективы, увеличение грузопотока по СМП пока что не происходит. Несомненно, за последние 5 лет немного удалось нарастить объемы грузоперевозок, например: в 2010 году по СМП перевезли менее 1 млн тонн грузов, в 2012 году – уже 1,26 млн тонн, теперь рост до 4 млн тонн в год. Но 4 млн тонн было и в 2013 году. А в начале 2000-х говорили о том, что к 2015 году будет вообще 10 млн тонн в год грузоперевозок по СМП. Однако ожидания не оправдались.

Для развития Северного морского пути необходимо четкое выполнение двух условий: постоянный значительный приток денежных средств от инвесторов и клиентская база. Однако в связи с негативной экономической ситуацией в стране с выполнением первого условием получается совсем плохо. Расходы на выполнение госпрограмм, связанных с морскими перевозками в Арктике, сокращаются, а сроки выполнения работ – увеличиваются.

Помимо развития морских транспортных путей, президент России активно принимает участие в переговорах с лидерами проекта ШОС (Шанхайская организация сотрудничества), в состав которой входят Казахстан, Киргизия, Китай, Россия, Таджикистан и Узбекистан. На заседании обсуждался предстоящий июльский саммит в Уфе, посвященный интеграции Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и китайского проекта “Экономический пояс Шелкового пути”, а также создание Международного центра предпроектной подготовки и финансирования проектов ШОС. Дополнительно был поднят вопрос о присоединении к проекту ШОС Индии, Ирана и Пакистана.

Эксперты полагают, что КНР вступает в новую фазу развития, которая кардинально отличается от прежней: из экспортера товаров она превращается в экспортера капитала. Ввиду того, что экономика Китая перенасыщена инвестициями, возникла идея вывести инвестиции за рубеж, построить транспортно-экономический коридор, который бы обслуживал китайскую торговлю и экспорт с Европой. Речь идет о создании целого пояса, так как вдоль этого коридора неизбежно будет формироваться зона приоритетных китайских инвестиций.

Дополнительным фактором для улучшения логистики и транспортного сообщения между Россией и Азией послужит создание свободного порта «Владисвоток», законопроект которого уже одобрен правительством РФ. Сегодня морские контейнерные перевозки из Китая через Владивосток занимают большой процент грузооборота региона. «Мы являемся воротами для входа товаров на территорию Российской Федерации, транзитными воротами для поставки грузов в северо-восточные провинции Китая. Логистика и транспорт имеют важное значение для развития экономик Приморья, Дальнего Востока и всей России», — заявил губернатор Владимир Миклушевский.

К началу страницы
Оставить заявку