Последние данные таможенной статистики Китая свидетельствуют о том, что товарооборот между СУАР, находящимся в Северо-Западном Китае, и РФ в 2014 году достиг 2,15 миллиардов долларов, что превышает показатели предыдущего года почти в четыре раза. Обнародованные цифры говорят о том, что торговое сотрудничество СУАР и его северного соседа имеет огромный потенциал. Но при этом открывается и другая сторона медали – проблема отсутствия прямого трансграничного сообщения торговых путей между этим районом Китая и Россией. Китайские эксперты сфокусировали свое внимание на этом вопросе и заговорили о том, что необходимо по возможности скорее заняться созданием прямого торгового перехода на границе Синьцзяна и РФ, усматривая хорошие перспективы для будущих партнерских отношений.
Синьцзян занимает восточную часть Центральной Азии и граничит с такими странами, как Россия, Монголия, Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан, Пакистан, Афганистан и Индия. По территории района проходит самая длинная государственная граница (почти 5 600 км) по сравнению с другими административными районами провинциального уровня КНР. Это дает большое географическое преимущество Синьцзяну для развития внешнеторговых отношений и увеличения объемов грузоперевозок из Китая. К настоящему моменту в районе были открыты 17 КПП 1-й государственной категории, а также 12 КПП 2-й категории, самым крупным по товарообороту среди них является Алашанькоу – пункт, граничащий с Казахстаном. Транспортную систему составляют авиация, автомобильные дороги, железнодорожные пути и трубопроводы. Несмотря на то, что Россия является очень важным партнером Синьцзяна, отсутствие прямого перехода тормозит рост торгового оборота между двумя государствами, так как он осуществляется только посредством транзита через Казахстан либо Монголию. Китайские эксперты считают это основным препятствием для существенного расширения товарно-логистического оборота двух сторон в приграничных районах. Синьцзян использует автодороги третьей страны, чтобы осуществлять торговлю с РФ. Такие грузоперевозки требуют больших затрат времени и финансовых расходов на транспортные средства. Кроме этого, возникают различные неконтролируемые факторы, которые увеличивают риск для ведения двусторонней торговли. Имеются данные, согласно которым товарооборот Синьцзяна и Казахстана в 2012 г. составлял 46% общего объема торговли на внешнем рынке, а с Россией в этом же году товарооборот достигал лишь 1%.
Политический консультативный орган СУАР, проводя очередную сессию, осветил вопросы, связанные с назревшей необходимостью создания КПП в приграничной зоне с Россией, который послужит прямым торговым коридором, открывающим новые возможности для развития торгового сотрудничества с РФ, а также для сухопутной доставки грузов из Пекина. На сессии отмечалось, что Синьцзян – очень важное звено экономического пояса Шелкового пути, и Китай активно содействует его развитию. Кроме всего прочего, в синьцзянском округе Алтай пройдет газопровод Китай-Россия, что даст дополнительные выгоды от партнерства между странами. именно поэтому создание КПП в этой части российско-китайской границы отвечает в полной мере не только государственным интересам КНР, но и интересам Синьцзяна и региональным интересам во всем государстве. По поступившей информации, властям Синьцзяна уже удалось выбрать место, оптимально подходящее для строительства КПП. Оно находится на 54-километровой общей линии границы между Россией и СУАР в округе Алтай (район Цзикэпулинь). В данное время ведется обоснование экономико-технологических вопросов, связанных с проектом строительства, чтобы уже в ближайшие сроки подать проект для утверждения в центральном правительстве КНР.
Есть много китайских экспертов, которые не сомневаются в успехе сотрудничества с РФ. Они уверены, что тесные контакты, проведение консультаций с коллегами из России помогут ускорить открытие торгового перехода. Китай готов уже сегодня начать разговор о трансграничных инфраструктурных объектах, совместной защите природной среды, укреплении законодательной базы совместных действий, обеспечивающих проведение таможенного контроля, т. е. самых важных ключевых вопросов, которые послужат началом осуществления такого важного перспективного проекта.