Ввиду спада спроса на отечественные автомобили российским населением, автоконцерны пообещали восполнить его дефицит за счет экспорта, однако до реализации обещания не дошло. Снижение экспорта легкового транспорта за первое полугодие составил 27%, коммерческого транспорта – 2,3%. Причиной низкого экспорта называют падение традиционных рынков в СНГ, прежде всего Казахстана. А для конкуренции на зарубежных рынках россавтопрому не хватает инвестиций и поддержки государства.
По данным Федеральной таможенной службы, экспорт легковых машин из РФ в первом полугодии упал на 27%, до 48,9 тыс. машин (в денежном выражении — на 29,6%, до $527,1 млн). Поставки в дальнее зарубежье немного выросли — на 7%, до 3 тыс. машин (на 152%, до $65,1 млн), в СНГ экспорт упал на 29%, до 45,9 тыс. машин (на 36%, до $462 млн). Чуть лучше ситуация с грузовиками: экспорт снизился на 2,3%, до 8,4 тыс. машин (в деньгах на 2,7%, до $205,4 млн). Поставки в дальнее зарубежье поднялись на 9%, до 2,4 тыс. штук (на 35%, до $109,3 млн), а в СНГ упали на 8%, до 5,9 тыс. машин (на 26%, до $96,1 млн).
Не смотря на это глава Минпромторга Денис Мантуров сообщил, что находясь в санкционных условиях страна увеличила экспорт по автомобилям на 20-30%. Имелось ввиду, что в части роста экспорта у российских автоконцернов есть положительные примеры: завод КамАЗ увеличил экспорт на 30,6%, а страны дальнего зарубежья на 171,6%. Завод «Урал» нарастил экспорт на 58,7%. В денежном выражении, по данным Минпромторга, экспорт КамАЗа вырос на 55%, АвтоВАЗа — на 9,4%, УАЗа — на 13%. Данные самого КамАЗа немного отличаются: за полугодие экспорт вырос на 2,6%, до 2,26 тыс. машин. Поставки в дальнее зарубежье выросли на 184%, до 796 машин, в СНГ — сократились на 23,8%, до 1,46 тыс. штук. В группе ГАЗ, “Соллерсе” и АвтоВАЗе данные не раскрыли. В 2014 году КамАЗ поднял экспорт на 6,8%, примерно до 6 тыс. машин, группа ГАЗ продала за рубеж 17 тыс. машин, экспорт АвтоВАЗа упал на 34%, до 51,7 тыс. машин.
Руководители автоконцернов отчитываются о перспективах экспорта: Глава АвтоВАЗа Бу Андерссон утверждал, что экспорт завода удвоится до 100 тыс. машин. По его последним заявлениям, концерн может увеличить поставки за рубеж на 40%, компания уже заключила экспортные контракты на 70 тыс. машин. АвтоВАЗ также анонсировал возобновление поставок в Европу осенью. В группе ГАЗ планируют за пять лет поднять долю экспорта в дальнее зарубежье с 17% до 30%. УАЗ в начале года объявлял о планах роста экспорта на 53,8%, до 10 тыс. машин, у КамАЗа в планах увеличить экспорт на 16%, до 7 тыс. машин. Основными странами сбыта остаются СНГ, Латинская Америка, Ближний Восток, Азия.
Однако данные ФТС говорят совершенно об обратном, рост рынка на дальнее зарубежье отмечается чисто символический, а рынок СНГ заводы теряют. Также, отмечается большое количество самовывозов в Казахстан, Беларусь и на Украину.
По данным Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), в первом полугодии продажи упали на 31%, до 53,1 тыс. машин. В АКАБ также отмечают, что российские и японские бренды теряют свою долю, а спросом пользуются корейские марки. В АКАБ также видят тенденцию к росту серого импорта из России с начала года (процесс поддержала отмена НДС для физических лиц). В итоге импорт из РФ за полгода сократился на 17%, до 35,5 тыс. машин, но на фоне падения рынка его доля выросла на 10,9 процентного пункта, до 66,9%.
Безусловно, при девальвации рубля продукция автопрома выглядит крайне актуальной, но для продвижения ее на рынках необходимы инвестиции и поддержка государства. Объем выделяемых инвестиций также зависит от состояния рубля и цен на нефть. В июне Дмитрий Медведев поручал проработать идею группы ГАЗ о поддержке автоэкспорта, но пока решений нет. Старший партнер EURussia Partners Иван Бончев соглашается, что на недавно открытых рынках сложно быстро развить дистрибуторскую сеть. Он ожидает, что экспорт машин останется на уровне 2014 года.
Не простая ситуация складывается и на рынке экспорта черных и цветных металлов. В январе 2015 года министр промышленности Денис Мантуров предлагал ввести заградительные пошлины на экспорт этих металлов. Целью была стимуляция продаж в России, а также обеспечение плавного роста цен для отечественных машиностроителей. В Минпромторге опасались, что металлурги предпочтут отправлять свою продукцию на экспорт, вместо того чтобы договариваться с российскими потребителями и сдерживать рост цен для них.
В итоге контракты все же были подписаны, а увеличение экспорта черных металлов составило 6% до 20,8 млн т. На 19% вырос экспорт необработанного алюминия, но на 12% снизился экспорт никеля.
Безусловно, металлургам выгодно было работать на внешний рынок из-за девальвации рубля, когда цены на заграничных рынках были выше. Однако к середине II квартала внутренний рынок стал более привлекательным. Сейчас экспортные цены ниже внутренних из-за укрепления рубля во II квартале 2015 г., в России продавать металл стало выгоднее, так как спрос поддерживают жилищное строительство (за счет субсидирования ставки по ипотеке) и крупные проекты, такие как «Сила Сибири».
Из-за падения цен на металлургическую продукцию валютная выручка российских компаний падает с начала года, несмотря на рост экспорта. Но если в I квартале она снизилась на 12% до $4,3 млрд, то во II квартале – на 27% до $3,8 млрд. Выручка в целом за полугодие снизилась на 20,5% до $8,2 млрд.