Китайский мегапроект «Экономический пояс Шелкового пути» и ЕАЭС (Евразийский экономический союз) наконец начали свое слияние. В перспективе это может означать снятие таможенных пошлин для некоторых китайских товаров, создание совместного производства, расчеты в национальной валюте и упрощение таможенного оформления грузов из Китая в Москве.
Более подробные детали сопряжения такого значимого для обеих сторон проекта будут известны после 15-ого заседания Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества, которое будет проходить в начале июля в Уфе.
Правительство России крайне заинтересовано в участии интеграционного процесса, о чем заявил сам глава РФ: «Двусторонний аспект – это чрезвычайно важно для Китая и России, потому что позволяет объединять наши усилия в высокотехнологичных сферах, в транспорте, в инфраструктуре. Для нас это важно, потому что мы рассчитываем, что это позволит нам развивать Дальний Восток».
Однако так было не всегда. Еще в 2013 году китайские СМИ писали о том, что идея России относительно развития Евразийского союза нацелена на сохранение лидирующей позиции страны на постсоветском пространстве. Это объединение главным образом предполагало союз бывших советских республик.
В настоящее время Россия признала перспективы, которые несет этот проект для всех стран-участников, а потому стала третьим по величине акционером после Китая и Индии при подписании соглашения о создании Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ), где Китай владеет 20,06% голосов, Индия — 7,5%, Россия — 5,92% . «Создание АБИИ придаст большой импульс стыковке инициатив: китайского «пояса и пути» и российского Евразийского экономического союза. Работа банка будет направлена на содействие строительству инфраструктуры и реализации крупномасштабных проектов, а также на углубление регионального сотрудничества и достижение совместного развития. Эта цель не только отвечает потребностям России в развитии инфраструктуры в Сибири и на Дальнем Востоке, но и позволяет достичь регионального слияния, к которому стремится Евразийский экономический союз», – полагают эксперты. В октябре 2014 года соглашение о его основании подписала 21 страна. Уставный капитал банка составит $100 млрд.
Реконструкция транссибирской железнодорожной магистрали, железной дороги Байкал–Амур и модернизация автодорог Чита–Хабаровск и Хабаровск–Владивосток станут одними из главных проектов, подлежащих реализации в первую очередь. В дальнейшем это позитивно скажется на доставке грузов из Китая в Россию через Владивосток.
Эксперты придерживаются мнения о том, что России не следует поддерживать китайский проект во всех его аспектах, т.к. интерес КНР заключается, прежде всего, в том, чтобы облегчить доступ китайских товаров на западные рынки и всячески уменьшить расходы на доставку и логистику. Кроме того, Китай говорит и о финансовых аспектах, например переходе на расчеты в юанях, создании специальных экономических зон с уменьшенным налогообложением. Ввиду этого Россия должна оказывать сотрудничество только в тех плоскостях, где ее интересы пересекаются с китайскими. «Речь идет не только о количестве железных дорог, что очевидно, но и о банковско-финансовом секторе, развитии отдельных зон опережающего развития, – озвучивают эксперты. – На практике у нас есть противоречия структурного плана: если мы допускаем в массовом порядке китайские товары на российский рынок, то тем самым торпедируем российское производство. Но не допускать мы их тоже не можем, потому что у нас фактически наблюдается товарный голод».
Одним из главных инфраструктурных совместных проектов остается железная дорога Москва–Казань с продолжением до Пекина. Его реализация позволит снизить стоимость перевозок китайского товара в Европу.