Сегодня остро стоит вопрос о налаживании сотрудничества между Китаем и странами ЕАЭС. Основные аспекты взаимодействия были обсуждены на конференции «Создание Евразии: экономический пояс Шелкового пути», прошедшей в Астане при поддержке Фонда Первого Президента. Резиденты встречи отметили, что в случае правильного взаимодействия между ЕАЭС и Экономическим поясом Шелкового пути (ЭПШП), проект принесет огромные выгоды всем странам региона.
По словам начальника отдела Департамента торговой политики Евразийской экономической комиссии Станислава Георгиевского большую роль в данном процессе играют уже сложившиеся экономические отношения с Китаем. «Китай – это крупнейшая страна – торговый партнер союза, с товарооборотом примерно в 109 миллиардов долларов за прошлый год. Что касается географических предпосылок, которые определяют экономические связи, это, безусловно, предопределяет транспортно-логистическую географию Шелкового пути, и здесь крайне важны базовые принципы Таможенного союза и ЕАЭС. Это – единая таможенная территория, единые границы, единые правила в области таможенного регулирования, межторговой политики, иных видов нетарифного регулирования» — отметил С. Георгиевский.
Первым этапом в развитии данного проекта, безусловно, должна стать реализация развития транспортно-логистической инфраструктуры, которая положительно скажется в первую очередь на доставку грузов из Китая в Москву. Представитель ЕЭК с уверенностью подчеркнул: «Что касается инфраструктурно-транспортного направления, помимо функционирования Таможенного союза здесь определенный интерес представляют и те согласованные политики, которые постепенно становятся реальностью. Здесь и согласованная транспортная политика между государствами-членами, формирование не только транзитных коридоров, но и по сути транспортной сети, которая будет активно содействовать индустриализации, формированию новых производств, цепочек добавленной стоимости, в которых будут заинтересованы участвовать и государства, входящие в географию экономического пояса Шелкового Пути. Крайне важны унификация тарифов на перевозки, создание и внедрение единого рынка услуг, в частности, транспортно-логистических услуг».
Эксперты уверены, что развитие и эксплуатация транспортно-логистических коридоров и хабов, соединяющих производственные и потребительские потенциалы Европы и Азии, позитивно скажутся на экономическом факторе перевозок, а также существенно сократят временные рамки доставки товаров, в сравнении с Суэцким каналом. Сегодня существует три варианта транзитных коридоров по доставке грузов из Китая в Европу:
- маршрут, идущий из Западного Китая через Северный Казахстан в Россию в районе Южной Сибири и далее в Европу;
- морской маршрут, идущий через Каспийское море и далее через порты Махачкалы и Баку и через Кавказ на Черное море и в Европу;
- маршрут, который идет в регион Ирана и далее Ближнего Востока тоже через территорию Казахстана и стран Центральной Азии – Кыргызстана, Туркмении и Узбекистана.
В развитии проекта ЭПШП заинтересовано множество стран. Например, Казахстан планирует вложить более $20 млрд. в развитие транспортной инфраструктуры в ближайшие пять лет. Для подтверждения своих действий казахи уже начали строить отрезок автомобильной дороги «Западная Европа – Западный Китай». Из 8 тыс. км дорожного покрытия, 2,8 тыс. км будут проходить по территории Казахстана.
Важным вопросом остается урегулирование интересов между ЭПШП и ЕАЭС. Российскую сторону заботит пункт о возможном создании зоны свободной торговли и упрощении перемещения товаров. В частности это касается морских перевозок из Китая во Владивосток. В правительстве РФ утверждают, что при создании Евразийского союза закрывались от китайского импорта не для того, чтобы Шелковый путь это все снял. Китайским партнерам нужно понимать, что это – та позиция, по которой Россию подвинуть будет очень тяжело.
Со стороны Китая данная ситуация выглядит немного иначе. С их точки зрения, они объединяют Евразию, а не проводят в ней новые границы и стремятся к экономическому росту, а не к политическому влиянию. Цель участия в проекте ЭПШП заключается в укреплении китайской экономики при выходе излишков промышленного производства.
В начале мая 2015 года президент КНР планирует посетить Астану в рамках обсуждения новой программы по диверсификации экономики Казахстана. Президент Казахстана отмечает, что взаимосвязь программы инфраструктурного развития «Нурлы жол» с китайскими планами по возрождению Великого шелкового пути очень велика: «Она очень связана. Потому что, осуществляя эту программу, мы завершаем автомобильную дорогу Западная Европа – Западный Китай. Всего 8 тысяч км пройдет через Китай, Казахстан, Россию, Европу. Через нас проходит 2700 км. Мы завершаем эту дорогу в этом году. Через нашу страну современнейший автобан от Китая будет проходить». Также, в планах правительства Казахстана увеличение объёмов транзита грузов из порта Ляньюньган в Европу до 20 млн. контейнеров в течение нескольких лет.
Параллельно, Китайский лидер ведет переговоры с Пакистаном о вливании $46 млрд. в проект экономического коридора Пакистан-Китай. В ближайшие дни, если стороны придут к общей договоренности, первый объём инвестиций может составить $28 млрд., при этом основная часть средств может быть направлена на создание инфраструктуры в порте Гвадар с целью расширения объемов грузопотока.
Отметим, что реализация проекта по созданию Китайско-пакистанского экономического коридора является частью глобальной стратегии Пекина по возрождению Великого шелкового пути, которая впервые была озвучена Си Цзиньпином во время выступления в столице Казахстана Астане 7 сентября 2013 г.