Лейтмотивом 3-й Международной конференции по тарифам и ценообразованию на железнодорожном транспорте прошла тема тарифной политики ж/д отрасли. Участники мероприятия пришли к выводу, что необдуманное решение в установлении цен на услуги по перевозке теоретически может привести как к утечке отдельных номенклатур грузов к конкурентам, так и к падению и даже закрытию смежных отраслей.
Особенно тема тарифов стала актуальной в разрезе перспектив развития железнодорожного коридора Восток – Запад. Правительство России понимает важность сохранения объемов грузопотоков на данном направлении как в ж/д сфере, так и морским транспортом, особенно при морских контейнерных перевозках из Китая, где ставки грузоотправителям намного интереснее.
Вице-президент ОАО «РЖД» Салман Бабаев выразил уверенность в том, что доминирующее положение морских перевозчиков не позволяет их клиентам рассчитывать на снижение транспортной составляющей в расходах: «Перспективы развития железнодорожного коридора Восток – Запад связаны, прежде всего, с развитием и совершенствованием технологии перевозок крупнотоннажных контейнеров ускоренными поездами. Сегодня такие поезда доставляют груз от российских портов на Тихом океане до западных границ России в среднем за 8 суток, то есть со скоростью порядка 1200 км/сут. Данная технология позволила не только существенно сократить время доставки грузов, но и осуществлять ее фиксированными партиями регулярно и строго по расписанию».
Касательно сквозных тарифных ставок, актуальных при перевозке транзитных грузов РЖД, С. Бабаев отметил, что их согласование должно учитывать ряд условий: во-первых, уровень сквозной ставки должен обеспечивать конкурентоспособность перевозки по сравнению с другими направлениями, в том числе альтернативными видами транспорта. Кроме того, снижение действующего уровня тарифа должно осуществляться с учетом заинтересованности каждого участника в перевозке по данному направлению и на паритетной основе при равной заинтересованности.
Не исключено, что участники буду разрабатывать единую систему скидок, зависящую от вновь привлекаемых на данное направление объемов перевозок. В свою очередь компания «ОТЛК» выступила с предложением полностью дерегулировать тариф для контейнерных перевозок для тех направлений, за которые идет острая борьба, в том числе и на Транссибе. Также это относится и к ж/д перевозкам из Китая в Россию.
«В перспективе предлагаем для контейнерных перевозок полностью дерегулировать тариф для тех направлений, где существует конкуренция с альтернативными видами транспорта: на расстояниях перевозок до 2,5 тыс. км – с автомобильным транспортом, на Транссибирской магистрали – с морским транспортом и в других сегментах», – заявил первый заместитель генерального директора АО «РЖД Логистика» (входит в ОТЛК) Александр Кочуков.
Мнение грузовладельцев сошлось на том, что данные регуляторные решения первым делом ударят по предприятиям с низкодоходной продукцией. «Доля транспортной составляющей в конечной цене угля растет, – приводят пример эксперты рынка. – Почему это происходит? Цена на рынке катастрофически падает. Например, на конец 2016 года мы имеем фьючерсы на цену угля на уровне $52–53. Если взять сегодняшний обменный курс доллара, то доля железнодорожного тарифа в цене угля составит 73%. Это ужас. Совершенно невозможно представить, что уголь, доставленный до порта, будет иметь в своей цене 60–70% транспортной составляющей».
Президент Гильдии экспедиторов (соорганизатор конференции) Семен Резер заявил, что по итогам обсуждения будут выработаны рекомендации по проблемам тарифного регулирования и развитию транспортных услуг.
Напомним, что за последние несколько лет на Транссибе произошли глобальные изменения: повышено качество транспортного обслуживания, решены вопросы с сохранностью перевозимых грузов, введён упрощённый порядок декларирования грузов в контейнерах. Применяемые информационные технологии позволяют осуществлять контроль над движением вагонов и контейнеров в режиме реального времени. Однако вопрос регулирования тарифов находится выше и требует более детального изучения и согласования с интересами других государств.