10.03.2016

Россия строит новые железные дороги

Китай продолжает развивать Экономический пояс Шелкового пути, стараясь выстроить экономическую зону соседства в Евразии. Используя железную дорогу России в качестве транзита КНР хочет овладеть новыми рынками, а также добиться оптимальных условий для расширения своего экспорта и развить западные регионы страны.

Интересы России в целом совпадают с китайскими, однако одним из ключевых интересов ЕАЭС выступает развитие трансграничной инфраструктуры. Здесь центральным элементом должны стать транспортные коридоры и транспортно-логистическая инфраструктура для перевозки грузов из Китая и обслуживания транзита через ЕАЭС, создания возможности для перемещения товаров, услуг, рабочей силы. Лишь кооперация масштабных транспортно-логистических и экономических проектов помогут соединить макрорегион, при этом обеспечив связь между ресурсами, производствами и рынками сбыта, т.к. в настоящее время развитые регионы не имеют возможностей и каналов для взаимовыгодной торговли.

Безусловно, перевозка грузов по железной дороге в два раза быстрее, чем по морю, однако и стоимость сухопутного транзита дороже. Новые суперконтейнеровозы Maersk, работающие на линии Шанхай — Роттердам, имеют мощность до 19200 TEU (20-футовых контейнеров). Контейнерный поезд в среднем перевозит 100–120 TEU. Таким образом, новый суперконтейнеровоз соответствует примерно 170 контейнерным поездам. Перевезти пару кроссовок контейнеровозом по этому маршруту стоит 53 цента; банку пива — 1 цент.

Таким образом, железная дорога может охватить лишь сегмент с высокой удельной стоимостью на 1 кг веса. В частоте случаев это те грузы, для которых крайне важен срок доставки товара из Китая в Россию. Негативной чертой сухопутных маршрутов остается их пропускная способность. И Транссиб, и БАМ требую расшивки узких мест. Массовый транзит «запрудит» российские железные дороги, не дав при этом желаемого экономического эффекта.

Поэтому России следует сосредоточиться не столько на обслуживании транзита Китай — Европа, сколько на внутренних перевозках с более коротким плечом и в индустриальном развитии регионов, находящихся на удалении от морских путей.

Одним из примеров развития внутренней инфраструктуры стало формирование международного транспортного коридора «Восток – Запад». До 2019 года планируется построить и реконструировать более 90 станций и 47 разъездов, более 460 км вторых путей, порядка 680 км автоблокировки, 19 тяговых подстанций, более 350 км контактной сети, выполнить строительство нового однопутного Байкальского тоннеля протяженностью 6,7 км. Реализация данных мероприятий позволит перевезти в 2019 году на 66 млн т больше грузов, чем в 2012-м.

Ввиду совершенствования технологии перевозок крупнотоннажных контейнеров ускоренными поездами были и принято решение о начале строительства транспортного коридора «Восток – Запад».

Сегодня ускоренные контейнерные поезда доставляют груз от российских портов на Тихом океане до западных границ России в среднем за 8 суток, то есть со скоростью 1200 км в сутки. Правительство рассчитывает, что такой вид перевозок позволит сократить время груза в пути, а также доставлять его фиксированными партиями согласно четкого расписания.

К началу страницы
Оставить заявку