Транссибу и БАМу предстоит решать, как ликвидировать «узкие места», чтобы добиться увеличения пропускной способности. Помочь побороть проблему может государство, а не частные инвесторы, которым вовсе не по душе, что сроки окупаемости подобных проектов, какими бы перспективными они не оказались, слишком длительны. Кроме того, у России, вместе с Китаем и Казахстаном, в ближайших планах – увеличение транзитного грузопотока по УБЖД, самому короткому транспортному коридору, дающему хорошие перспективы на будущее.
Транссибирская и Байкало-Амурская магистрали могут вдвое пополниться «узкими местами», протяженность которых к 2020 г. достигнет 8 тысяч километров, если не будут приняты попытки их ликвидации и увеличения пропускной способности. Об этом заявил П. Терешко, эксперт-аналитик ИПЕМ, на конференции, посвященной проблемам рынка транспортных услуг и развитию транспортной инфраструктуры Дальнего Востока. Аналитик уверен, что в проектах модернизации ж/д инфраструктуры должно участвовать государство, поскольку частные инвесторы мало интересуются подобными проектами из-за слишком длительных сроков их окупаемости. Их больше могут интересовать доставки из Шанхая во Владивосток по кратчайшему маршруту.
А в середине февраля представители ЗСЖД, таможенных органов, местных администраций, а также грузоотправители и операторы подвижного состава приняли участие в совещании с монгольской делегацией, чтобы обсудить потенциальные возможности кратчайшего транспортного коридора в Азии, которым является Улан-Баторская железная дорога. Как известно, в настоящее время в Азии работает три транспортных коридора: между Казахстаном и Китаем, Россией и Китаем (с пограничным переходом Забайкальск-Маньчжурия) и Россией и Монголией. Правительства России, Китая и Казахстана не скрывают своего интереса к УБЖД, которая на 700 километров короче транспортного коридора Россия-Маньчжурия и на 500 километров – коридора через Казахстан.
Монгольские представители делегации подчеркнули, что в их интересы входит увеличение транзитного грузопотока, в том числе и с доставками сборных грузов из Гонконга, а также подвели итоги модернизации УБЖД, которая проводилась в соответствии с национальной программой 2008 года. Первоначальной задачей монгольской компании было обеспечение надлежащей инфраструктурой месторождений золота, меди и угля, которые находятся в отдаленных местах. Со временем появились еще и другие экономические перспективы, дающие возможность странам-соседям использовать эти пути, поскольку программой развития предусматривалась прокладка 5,6 тыс. километров новых дорог для расширения транзитных коридоров. Инфраструктуру модернизировали параллельно с наращиванием подвижного состава, увеличив мощность локомотивов на 59%, а средний вес железнодорожного транспорта – на 800 т. Увеличилась также участковая и техническая скорость на 7 и 6 км/ч соответственно. С начала 2009 года наблюдается стабильность объема погрузки во внутреннем и экспортном сообщении. За шесть лет УБЖД увеличила объем погрузки на 60%, импортные перевозки – на 81%, внутренние – на 38%. Транзитные перевозки на маршрутах доставки из Китая в Монголию и обратно, с использованием Восточно-Сибирской, Красноярской и Западно-Сибирской ж/д магистралей возросли на 17%. Ежегодную провозную способность УБЖД удалось увеличить до 28 миллионов тонн. Дорога и дальше модернизируется, грузовые способности ж/д путей сообщения продолжают и дальше увеличиваться. Монгольская компания заверяет, что имеет возможность перевозить нестандартные грузы, например, химические продукты для российской нефтяной промышленности, которые поставляются из Китая, для чего используются контейнеры, емкостью в 24 фута, при этом соблюдаются очень жесткие требования к транспортировке и перегрузке контейнеров с подобным грузом.
В ходе совещания рассматривалась возможность использования УБЖД для перевозки продукции лесоперерабатывающих предприятий Томской области, планирующих обеспечивать своими изделиями не только внутренний, но и китайский рынок. Подводя итоги совещания, делегации приняли решение аккумулировать накопленный опыт и учесть все предложения ж/д предприятий России, Китая и Монголии, чтобы страны и в дальнейшем могли рассчитывать на плодотворное сотрудничество для блага и процветания своих экономик, всецело способствуя взаимопониманию и решению возникающих проблем.