17.07.2015

Подводные камни Шелкового пути

Для выхода на торговые площадки Европы, Китай создал проект «Новый пояс Шелкового пути» и в настоящее время приступил к его реализации, начав со строительства системы путей сообщения. Тестовый проезд состоялся уже в этом году, однако сам проект предполагает несколько маршрутов следования: через Красное море и Суэцкий канал или через Персидский залив и далее по земле через арабские страны до средиземноморских портов. Железнодорожный вариант идёт через постсоветские государства Средней Азии, Каспийское море, Азербайджан, Грузию (возможно, и Армению), далее по Чёрному морю. Уже сегодня доставка из Гонконга в Россию, время которой значительно сократилось, пользуется большим спросом.

В настоящее время власти КНР планируют вложить в реализацию проекта около 40 млрд. долларов. И это только на транспорт и логистику. Гораздо большую сумму Китай может потратить на различные совместные проекты, сборочные производства, кредиты и безвозмездную помощь тем странам, через которые будет проходить Шелковый путь. Речь идет о 8 трлн. долларов.

Расцвет китайской экономики начался в 70-х годах прошлого века. Толчком к этому послужило открытие американского рынка и последующие переезды производств на территорию КНР с целью удешевления себестоимости товаров. Однако через время штаты осознали, что вырастили сильного конкурента и решили вернуть производство на свои территории. Сегодня  множество мировых компаний возвращается в Америку: Apple, General Electric, Whirlpool Corporation, Master Lock, Caterpillar Inc., NCR, Otis Elevator Company, Lenovo Group Ltd и многие другие.

При постановке вопроса об американском экспорте товаров на рынки Евразии можно рассмотреть два варианта: Трансатлантическая зона свободной торговли и Тихоокеанская зона такой же свободной торговли. В настоящее время переговоры Европы и Штатов об отмене таможенных пошлин и прочих затруднений проходят с переменным успехом. Оппозиционные европейские структуры полагают, что тесное сотрудничество и отмена пошлин с США негативно повлияет на экономику Европы и может привести к полной деиндустриализации.
В Тихоокеанскую зону свободной торговли должны войти Австралия, Япония, Канада, Чили, Мексика и Вьетнам. Предполагается, что проект призван остановить поглощение юга Китаем, что бросает тень на успешную реализацию проекта Шелкового пути.

Однако сегодня США уделяет огромное значение данному проекту. В связи с тем, что опорным пунктом нового проекта являются Афганистан, страны Центральной Азии, Пакистан и Индия, создание интегрированной сети торгово-экономических отношений между этими странами должно стать осевым компонентом “Нового Шелкового пути”. Госсекретарь  США Х. Клинтон заявляет о важности данного проекта при визите во все страны Средней и Южной Азии, а также сделала акцент на повышении интереса к перевозкам из Индии.

Аналогичный проект был разработан еще в 2000-х годах и назывался «Партнерство по сотрудничеству и развитию Большой Центральной Азии». Формирование единого экономического пространства в составе пяти республик Центральной Азии и Афганистана было основной целью проекта, однако неблагоприятная военная ситуация не позволила ему развиться.

Американские эксперты относятся со скептицизмом к реализации проекта «Новый Шелковый путь», т.к. наиболее вероятным маршрутом его реализации может стать южный – через Иран и Турцию. А нам известно, что эти страны не имеют особого желания сотрудничать друг с другом. «Планы  по глубинному изменению статус-кво мировой торговли, три четверти которой осуществляется по морю, с тем, чтобы ей на смену пришла континентальная торговля под тем предлогом, что некогда эти пути использовали караваны, нельзя воспринимать всерьез. В основе этих путей лежат геоэкономические соображения, цель которых – убрать Москву из новой геополитической конфигурации», – полагают эксперты.

По итогам центрально-азиатского турне Х.Клинтон сложилось впечатление, что США очень заинтересованы в сотрудничестве с Таджикистаном и Узбекистаном. Об этом свидетельствовал комплементарный тон и тот факт, что за все время пребывания в республиках госпожа Клинтон ни разу не покритиковала местные режимы за ущемление свобод и даже похвалила таджикские власти за демократические преобразования.

Ввиду того, что слишком много сил задействовано в реализации проекта «Шелковый путь», не исключено столкновение различных геополитических интеграционных конструкций, что может негативно повлиять на сложившийся климат безопасности в регионах.

К началу страницы
Оставить заявку