Сегодня наибольшее предпочтение грузовладельцы отдают такому способу доставки грузов как «Контейнерный поезд». Данный вид перевозок включает в себя отправление по графику, возможность оплаты не только до отправления, но и по факту доставки груза и фиксированное время в пути.
В 2013 году уже был запущен проект «Транссиб за 7 суток», авторами которого выступили ОАО «РЖД», дочернее общество «ТрансКонтейнер» и ООО «Восточная стивидорная компания». В 2014 году проект смог достичь показателей перевозок по маршруту на уровне 1072 км/сут, а в конце года средняя маршрутная скорость движения контейнерных поездов составила 885 км/сут. Фактически, согласованность действий всех служб позволила пустить экспериментальный поезд «Транссиб за 6 суток».
Данный проект является стратегически важным, т.к. сообщения контейнерных поездов связывают страны ЕС и АТР между собой и с Россией. За прошлый год в заграничном сообщении отправилось 1023 контейнерных поезда ПАО «ТрансКонтейнер», в их составе перевезено 101,9 тыс. TEU, что на 22% меньше, чем в 2013-м. В экспортном направлении – 1625 поездов, или 189 тыс. TEU (+4,1%). В транзитном направлении – 747 поездов, или 78 тыс. TEU (+33%). Во внутреннем сообщении – 1265 поездов, или 128,6 тыс. TEU (рост в 2,9 раза).
Суммарно, за 2014 год по сети РЖД курсировало 4660 контейнерных поездов формирования «ТрансКонтейнера», в составе которых было перевезено 497,5 тыс. TEU (+20%). Благодаря слаженной работе и запуску новых проектов, произошел существенный рост объемов перевозок грузов контейнерными поездами.
Помимо ПАО «ТрансКонтейнер» на рынке присутствует еще одна крупная профильная компания – АО «РЖД Логистика», которая обслуживает два транспортных коридора: на Транссибе (Брест – Забайкальск, Забайкальск – Брест, Сучжоу – Варшава, Чжэнчжоу – Гамбург, Пусан – Брест/Добра) и Трансказахстанскую магистраль (Чунцин – Дуйсбург). Помимо давно разработанных маршрутов, компания внедрила перевозки сообщением Чжэнчжоу – Гамбург и Сучжоу – Варшава и останавливаться на этом не собирается, а контейнерные перевозки грузов считает одним из основных способов доставки товара из Китая.
Большие ставки делает компания на Транссибирскую магистраль в плане перевозки транзитных железнодорожных контейнеров. Основными клиентами данного направления являются ведущие международные производители электроники. По итогам 2014 года, объем, перевезенных дочерней компанией «РЖД Логистики» YuXinOu грузов, составил свыше 8 тыс. TEU и было отправлено около 90 поездов.
В составе контейнерных поездов за 2014 год перевезено 751,7 тыс. TEU, в том числе 411,5 тыс. TEU в международном сообщении (+12,6% к уровню 2013 г.), как сообщает Координационный совет по транссибирским перевозкам (КСТП).
«На данный момент существует около 30 маршрутов регулярных контейнерных поездов. Предоставление скидок на тариф для перевозки контейнеров по территории Казахстана, России и Беларуси, позволило консолидировать дополнительную грузовую базу транзитных перевозок и сформировать новые транзитные направления» – сообщает генеральный секретарь КСТП Геннадий Бессонов.
Благодаря приложенным усилиям по созданию технологических и тарифных условий для перевозок грузов контейнерными поездами, можно отметить стабильный рост железнодорожного транзита по ТСМ. Например: нормативный срок доставки груза в составе контейнерного поезда по маршруту Чэнду – Лодзь протяженностью 9587 км был сокращен с 14 до 10–12 суток.
Помимо действующих регулярных контейнерных рейсов, сообщением Китай – Европа – Китай (Чэнду – Лодзь, Сучжоу – Варшава, Чунцин – Дуйсбург, Чжэнчжоу – Гамбург, Ухань – Пардубице и др.), которые позволяют осуществлять перевозку грузов из Пекина в Москву и другие города и страны, КСТП организовала доставку грузов из Китая в Испанию (Мадрид).