25.07.2015

Несырьевой экспорт России

Долгое время Россия осуществляет экспорт двух основных товаров – сырья и оружия. Однако на этом список не заканчивается. В стране действительно есть ряд несырьевого экспорта, имеющего спрос за рубежом.

Глава РФ Владимир Путин неоднократно заявлял о том, что девальвация рубля позитивно сказывается на ценовой конкурентоспособности отечественного производства, а также открывает окно возможностей для того, чтобы взять под свой контроль новые ниши и на национальном, и на международном уровне. По данным статистики объем несырьевого экспорта за первые 6 месяцев 2015 года вырос на 17%.

Одним их крупных игроков несырьевого товара на рынке России является «Ростсельмаш», контролирующий 17% глобального рынка сельскохозяйственной техники и входит в пятерку крупнейших мировых производителей. Заводы предприятия раскиданы по всему земному шару: Канада, США, Украина и Казахстан. Около четверти техники, которую они собирают, продается там же, а также в Южной Америке и Австралии. Но крупнейший рынок сбыта за пределами СНГ — страны Восточной Европы. В начале июня группа компаний застраховала предстоящие поставки в Болгарию, Венгрию, Германию, Казахстан, Киргизию, Латвию, Литву, Молдову, Таджикистан, Францию и Эстонию. Не исключено, что в перспективе компания перенесет свои мощности из Канады в Россию, однако это не никак не связано с политикой. В Канаде спрос на тракторы Versatile низок, зато в России при локализации производства “Ростсельмаш” сможет претендовать на господдержку и компенсации из бюджета в объеме до 30% от стоимости техники.

Экспорт отечественного автопрома на рынки Европы тоже имеет место быть. В начале года о перспективах “Нивы” на рынке Великобритании написала The Times: “Несмотря на устаревший внешний вид количество новых Lada 4х4 у британских фермеров увеличивается — дело в невысокой стоимости и удивительно хороших показателях управляемости в условиях бездорожья”.

Обращаясь к статистике 2013 года, компания осуществила поставку 5,5 тыс. автомобилей на рынок Европы, где 90% продаж обеспечила именно Lada 4×4. Также, объём покупок автомобилей другими государствами также велик: Казахстан — около 80%, Белоруссия — более 10%, Азербайджан — около 5%. Планами на перспективу остаются поставки 5 тыс. автомобилей в Египет, по 4 тыс.— в Азербайджан и на Украину. В отношении Западной Европы тоже есть планы — 2,5 тыс. машин уедут в Германию. Кроме того, компания подумывает о выходе на рынок ЮАР.

IT-индустрия тоже вносит вклад в экспорт несырьевых товаров зарубеж. Так, экспорт российского программного обеспечения по итогам 2014 года вырос на 10% и достиг $5,7 млрд. Прогнозы 2015 года держатся на отметке $7 млрд.

Российская компания “Лаборатория Касперского”, одна из самых известных российских IT-компаний, продает софт и услуги более чем в 200 странах мира и входит в число крупнейших разработчиков антивирусного программного обеспечения. Мировая выручка прошлого года составила $710 млн., при этом доход, принесенный от продаж на территории России, занимает лишь третье место после Европы и Америки.

Наряду с вышеперечисленными экспортными товарами можно поставить и продвижение русской водки на мировом рынке. В данное время ситуацию нельзя назвать достаточно благоприятной, т.к. среди десяти самых популярных брендов — всего четыре российских. Лидерами являются американская Smirnoff и шведская Absolut. Главный экспортер водки российского производства — компания “Руст” Рустама Тарико, которая объединяет “Русский стандарт” и заводы польского производителя CEDC. За 2014 год на долю компании пришлось более 60% всего экспорта крепкого алкоголя в натуральном выражении и чуть большая доля в денежном – $115 млн.

Еще одним лидером рынка несырьевого экспорта является компания “Ягоды Карелии”, сумевшая покорить Китай и крупнейшие европейские страны. Торговая линейка компании состоит из варенья, джемов и конфитюров.

На рынке бытовой химии и гигиены лидирующие позиции по экспорту занимает компания Splat – уход за полостью рта. Более 30 стран мира используют данную продукцию в обиходе. Большая часть продаж пока приходится на советские республики, но Splat знают уже и в Европе. Большие надежды компания связывает со скорым выходом на китайский рынок, где, по данным Splat, до сих пор лишь 40% жителей чистят зубы регулярно.

Не только разрешения, но и запреты получают российские компании на вывоз своего сырья зарубеж. Так, запрет на вывоз леса из России в Финляндию, который предложил ввести секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев, больше всего может ударить по российским лесопромышленникам, которые ежегодно получают от экспорта 33 млрд. рублей.

Если для Финляндии эта утрата не будет весомой, то российские лесники могут сильно пострадать, т.к. финские власти вдобавок могут запретить поставки высококачественной бумаги, картона и лесохимической продукции.

Действия секретаря Совета безопасности РФ и бывшего директора ФСБ Николая Патрушева объясняются тем, что финны отказали в предоставлении визы спикеру Госдумы Сергею Нарышкину: «Нарышкину не дали визу по въезду в Финляндию. Вы же знаете, что для них созданы во многом благоприятные условия, в том числе в торговле лесом. Мы можем ввести ограничения? Можем».

На Финляндию приходится четверть всего экспорта круглого леса (7,3 млн. куб. м в 2014 году), при этом Финляндия является второй по объемам экспорта страной после Китая. Средняя цена за куб леса составляет $ 80, следовательно, российские лесопромышленники продали в Финляндию леса в минувшем году приблизительно на $ 584 млн., или на 32,9 млрд. рублей по нынешнему курсу.

К сожалению, девальвация рубля не спасет эту отрасль. Действительно, при переводе долларовой выручки в рубли лесники стали получать больше денег, однако вложение в усовершенствование производства стало практически невозможным, так как 90% всего оборудования — иностранное. «Например, ряд российских компаний, планировавших строительство заводов по производству древесных плит, заморозили контракты на закупку оборудования, так как его стоимость сильно выросла, а привлечение зарубежных кредитов стало невозможным. Введение запрета на экспорт древесины в Финляндию сократит еще на четверть приток денег от экспорта древесины в отрасль. Это станет еще одной преградой для развития промышленного производства в России», – полагают эксперты.

К началу страницы
Оставить заявку