Сегодня отмечается большая заинтересованность Китая в развитии российских инфраструктурных объектов. Так, группа компаний КНР адресовала запрос в правительство Саза (Якутия) о строительстве моста через реку Лена на условиях концессии. Проект может быть реализован в рамках федерального закона «О частной финансовой инициативе», который вступил в силу в мае. В рамках закона власти и инвестор смогут заключить договор без проведения тендерных торгов.
В группу компаний, подавших предложение о строительстве моста, входят «Хуа Цинь Ань Цзю», «Чжундянь», «Бо Чи Хейлунзян», Хейлунцзянская главная компания по развитию экономики и технологий, корпорации «Чжода», а также China Development Bank.
Более подробно вопрос будет рассмотрен на Восточном экономическом форуме, который состоится во Владивостоке 3-5 сентября. Сроки на строительство моста варьируются от 3 до 3,5 лет.
Правительство России активно привлекает инвестиции в Дальневосточный регион, о чем свидетельствует создание территорий опережающего развития (ТОР). Первыми одобренными площадками стали «Хабаровск» и «Комсомольск» в Хабаровском крае и «Надеждинская» в Приморье, которые должны дать 7 тысяч новых рабочих мест. Объем инвестиций в первые три ТОР составит около 50 миллиардов рублей. Договора по созданию Хабаровской и Белогорской ТОР уже подписаны.
«Амбициозно, ожидаем краткосрочного и долгосрочного эффекта для торговли и инвестиций. При нынешнем уровне развития экономики на Дальнем Востоке, при небольшом количестве населения эти задачи амбициозны. Это важный фактор для привлечения иностранных инвестиций, прежде всего китайских», – отметили в правительстве Китая.
Также, нельзя недооценивать важность создания свободной зоны в порту Владивостока. Переговоры по реализации данного проекта уже ведутся между двумя странами. Впоследствии реализация данного проекта повлияет на увеличение объемов грузоперевозок из Китая во Владивосток.
Недавно, на встрече премьера Дмитрия Медведева с и.о. губернатора Амурской области Александром Козловым премьер-министр поручил подготовить российско-китайское межправительственное соглашение о строительстве канатной дороги Благовещенск-Хэйхэ. Помимо этого правительство РФ рассмотрит вопрос о заключении соглашения на строительство автомобильного и железнодорожного моста.
«Я хочу вас проинформировать, что документ по подготовке межправсоглашения в отношении канатной дороги я подписал вчера. Что касается моста, то я надеюсь, что после всех согласований и по линии МИД, и по линии других структур документ также будет подготовлен, и вы сможете перейти уже к практической реализации этого соглашения», – отметил Медведев.
Со стороны руководства Амурской области планируется получение распоряжения по подготовке межправсоглашения по строительству моста через реку Амур до проведения форума во Владивостоке. Козлов сообщил, что проект моста обсуждается уже в течение 20 лет. Реализация проекта позволила бы обеспечить необходимой транспортной инфраструктурой одну из территорий опережающего развития в Амурской области – ТОР «Приамурское». Само же строительство канатной дороги между Россией и Китаем через реку Амур будет способствовать привлечению туристов в регион.
Еще один проект по строительству моста Нижнеленинское (ЕАО) – Тунцзян (Китай) ждет решения о начале его реализации, которое будет принято в течение 10 дней Фондом развития Дальнего Востока (ФРДВ).
«Фонд развития Дальнего Востока в 10-дневный срок на заседании совета должен принять решение о финансировании строительства моста в Еврейской автономной области (ЕАО). Мы не командуем фондом, решения он принимает сам, но мы подгоняем по срокам», – сообщил полпред президента РФ в ДФО Юрий Трутнев.
«Правительственная комиссия отобрала проект строительства моста для первоочередного финансирования фондом, деньги на это выделены, они есть. Вопрос начала строительства теперь вопрос технологический, там нужно сопряжение подрядчиков, чтобы не получилось, что КНР строит мост в одно место, а мы – в другое», – добавил полпред. Сроки начала целиком будут зависеть от строителей, – уточнил Трутнев.
В рамках проведения Восточного экономического форума во Владивостоке будет определен подрядчик строительства. Согласно решению правительственной комиссии, на ФРДВ придется 25 процентов участия в проекте, 75 процентов – на Российский фонд прямых инвестиций, стоимость российской части моста – 10 млрд. рублей. Планируемый объем инвестиций по проекту составляет порядка 20 млрд. рублей.
Строительство первого железнодорожного мостового перехода Нижнеленинское – Тунцзян через реку Амур началось в феврале 2014 года. Китайская часть моста (2,5км) будет закончена к октябрю, а российская сторона лишь ведет подготовительные работы. На первом этапе реализации проекта пропускная способность мостового перехода составит 5,2 млн. тонн в год, на втором этапе через мост ежегодно будут перемещаться около 21 млн. тонн грузов.