Последние десятилетия Россия была крайне заинтересована в построении и развитии рыночных отношений с азиатскими странами, а в первую очередь с Китаем. До сегодняшнего времени экономические темпы роста имели хорошие показатели, однако, в условиях кризиса развитие отношений немного замедлилось. Этому поспособствовало несколько причин. Одной из них является допущение ошибок при работе с китайскими партнёрами. Для более детального изучения проблемы была создана интеграционная организация «Русско-Азиатский Союз промышленников и предпринимателей» (РАСПП), которая направлена на работу именно в азиатском направлении.
Цифры 2014 года говорят о том, что товарооборот КНР с Россией в 2014 году вырос на 6,8% до $95,3 млрд. Экспорт Китая вырос на 8,2% и составил $53,68 млрд., импорт из России вырос на 4,9% и составил $41,6 млрд. В 2015 году рост товарооборота упал на 36% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года, что повлияло на доставку грузов из Китая в Россию с таможенным оформлением в худшую сторону. Изменения качественных характеристик товарооборота не происходит: КНР закупает российское сырье (80% экспорта), а импортирует различные товары, технику и автомобили (50%), игрушки, вещи, обувь и т.д. В свою очередь снижение импорта товаров в Россию из Китая на 42,1% дает возможность реализации идеи об импортозамещении.
Импорт автомобилей при этом уменьшился на 31%, но пока что не отмечается работа по изменению технологической отсталости РФ, поэтому, вероятно, ввоз машин и оборудования продолжит снижаться.
Не смотря на то, что импорт машин существенно упал, это не помешало открытию новых китайских автоцентров на российском рынке: 27 новых центров открыл Lifan, по 25 — Haima и JAC, 45 — Changan, общее количество дилерских субъектов по продаже автомобилей выросло на 30% и их стало больше, чем автосалонов аутентичных российских марок. Безусловно, сложившаяся ситуация повлечет за собой увеличение импорта китайских запчастей, который и так занимаю огромную долю рынка. Например, доставка из Гонконга в Россию покрышек: рынок переполнен китайскими шинами, от чего жалуются отечественные производители – они дешевле, потому и « в почете». По большому счету от китайской автоэкспансии останавливает только беспредельный внутренний рынок Китая и непонятная ситуация в экономике РФ.
Из-за девальвации рубля снизился и импорт китайской одежды и текстиля (на 13%). Причина тому – снижение покупательской способности россиян. Однако, эта ситуация дает хороший толчок к развитию отечественной легкой промышленности. Если покупательная способность россиян не вырастет и рубль не возродится, то этот сегмент рынка останется депрессивным.
В отрасли продовольствия наоборот все не так уж плохо. Китай успешно использует ситуацию с европейскими санкциями в свою пользу, а процедура доставки товара из Китая в Москву уже отлично налажена и не требует дополнительных доработок. В общем, у продовольственной отрасли просматриваются весьма хорошие перспективы, что позволит зарабатывать российским перевозчикам, переработчикам, торговцам оптом и в розницу, так как до насыщения российскими продуктами российского рынка не один десяток лет. Проблема только в том, что Китай не слишком спешит наращивать импорт, возникают разногласия по цене и логистике, возникают вопросы к качеству китайского продовольствия.
Со стороны России девальвация рубля может сыграть на руку нашим экспортерам. Помимо нефти и леса, Россия может поставлять в Китай зерно. Китай нуждается в кукурузе, пшенице, ячмене и рисе, не говоря уж о сое. Россия – крупный поставщик зерна и другой растениеводческой продукции и, по логике, нужно наращивать экспорт в Китай продуктов, изготовленных из них, особенно с учётом девальвации рубля. Но пока что ситуация в экономических отношениях между странами остается не слишком радужной.
Чтобы подробнее рассмотреть ошибки, которые допускаются российскими компаниями при заключении договоров и торговле с азиатским рынком, нужно вернуться к теме РАСПП.
Вот несколько типичных ошибок отечественных предпринимателей:
- Печать буклетов только на русском языке. Это неверно. Буклеты должны быть понятны вашим стратегическим партнерам.
- Необходимо более точно изучать структуру и потребности рынка Китая. Причём применительно к конкретной китайской провинции, которая теоретически могла бы установить с вами связи.
- В Китае нет понятия «аврал». Если вы хотите наладить сотрудничество с азиатскими партнерами, необходимо выполнять действия планомерно: заручиться поддержкой интеграционной организации, соблюсти формальности общения, подписать документы о взаимодействии, и только затем вам будет открыта «Дорога в Азию».