Не так давно Россия и Китай озвучивали общие цели по увеличению товарооборота до 100 млрд. долларов за 2015 год. Однако сегодня директор департамента Восточной Европы и Центральной Азии Министерства коммерции КНР Лин Цзи заявляет, что поставленная цель может быть не достигнута.
«С начала 2015 года происходит беспрецедентное за последние 20 лет падение двусторонней торговли. Причин здесь очень много, особенно сильно сказывается рыночная конъюнктура вокруг товаров, которые являются основными товарами импорта из России в Китай. Что касается показателей, обозначенных нашими руководителями, то считаю, что эти показатели в принципе реальны для двусторонней торговли, несмотря на трудности в первом полугодии этого года», – заявил Лин Цзи.
Напомним, что с российской стороны поступало заявление о достижении объемов товарооборота в размере 200 млрд. долларов в год к 2020 году.
В настоящее время объем торгового оборота между Россией и Китаем составил 37,7 млрд долларов, что на 28,9% ниже аналогичного периода прошлого года. Объем доставки товаров из Китая в Москву составил 18 млрд долларов и показал снижение на 36%, а импорта достиг 20 млрд долларов (снижение на 21%).
«Не хочу делать прогноз на весь год, но я считаю, что даже если мы не доведем до 100 млрд. на конец 2015 года, я не считаю, что это будет трагедией. Есть основания для того, чтобы восстановить положительную динамику в двусторонней торговле. Темп падения замедляется», – сказал Лин Цзи.
Посол РФ в Китае Андрей Денисов полагает, что несмотря на кризис в мировой экономике задача по достижению товарооборота в 100 млрд. долларов в год между Китаем и РФ не снимается. Дело в том, что физически по объему количество товаров из Китая в Россию и обратно не изменилось, падение произошли по стоимости из-за снижения цен мирового рынка. А. Денисов уверен, что сейчас страны переживают переход от торговли товарами к торговле проектами и крупному инвестиционному сотрудничеству.
Сегодня Китай занимает долю в 11% на общем объеме внешней торговли России, однако его плановая девальвация юаня привела к падению капитализации мировых рынков, что отразилось на объеме перевозок между Россией и Поднебесной.
За 7 месяцев 2015 года Дальневосточная железная дорога сообщила о 23%-ном росте объемов железнодорожных перевозок между странами, что составило 6,252 млн. т. Это на 1,174 млн. т выше уровня аналогичного периода прошлого года. Однако не все так радужно. Отмечается большой спад по перевозке леса из России в Китай, где основной причиной убыли объёмов называют резкое снижение цен на продукцию лесной отрасли на китайском рынке из-за обвала национального фондового рынка и увеличения процентной ставки на кредитование со стороны местных банков. За последние три недели перевозка угля, нефтепродуктов, черных металлов и руды в КНР упала на 0,8%, сообщает РЖД.
Эксперт отдела исследований грузовых перевозок департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ Александр Слободяник полагает, что в скором времени мы сможем увидеть тенденцию к увеличению объемов перевозок российских грузов в Китай: «Ослабление юаня может оказать влияние на объемы поставок грузов в Китай, что связано с несколькими факторами. Оно повысит конкурентоспособность товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, что вызовет стимулирование внутренней промышленности Китая. Это, в свою очередь, в перспективе приведет к росту потребности, в том числе в сырьевых товарах, поставляемых из России. Однако будет наблюдаться определенный лаг по времени между девальвацией и ростом спроса на сырье».
Директор по продажам АО «РЖД Логистика» Павел Лагов также уверен в положительном развитии грузовых перевозок на фоне общей ситуации: «Ослабление юаня может сделать товары китайских производителей более конкурентоспособными на мировых рынках, в том числе и на рынке ЕС, что, в свою очередь, скорее всего, окажет поддержку развитию транзитного контейнерного грузопотока из КНР в Европу. Поэтому если в экономике Еврозоны не будет никаких финансовых потрясений, то до конца года мы можем ожидать некоторое увеличение транзитного контейнерного грузопотока из КНР в ЕС по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», – сообщает Павел Лагов.