Процесс интеграции постсоветских экономик получил новый виток. КНР и ЕАЭС начали переговоры по подписанию соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве. Если возможность создания зоны свободной торговли с Китаем отложена на долгое время, то процесс синхронизации ЕАЭС с проектом “Экономический пояс Шелкового пути” вполне имеет место быть.
Декларация о начале переговоров была подписана еще 8 мая министром торговли ЕЭК Андреем Слепневым и министром коммерции КНР Гао Хучэнем. Дату переговоров относят на конец лета, проходить они будут в Пекине. По мнению сторон, общий процесс интеграции может занять до двух лет.
Гао Хучэн прокомментировал ситуацию: «Фактически речь идет об отказе от узкой идеи ЗСТ в понимании Всемирной торговой организации между Таможенным союзом и КНР, поскольку «свободная торговля» в данном случае может быть конечной целью реализации соглашения с ЕАЭС о синхронизации двух интеграционных проектов нескольких стран Евразии».
Новый договор предусматривает отказ от масштабного сокращения импортных пошлин на грузоперевозки из Китая в Москву, в отличие от торгового соглашения в рамках ВТО. Также, предусматривается полная реализация принципов, закладываемых в соглашения о поощрении взаимных инвестиций, и акцент на кооперационных инвестиционных проектах.
Слепнев делает особые ставки на инвестирование промышленного и транспортного секторов, сферу услуг и инфраструктуру.
В первую очередь подписание соглашения между КНР и ЕАЭС создаст юридические рамки для защиты будущих крупных китайских инвестиций в Россию, Белоруссию и Казахстан. В день подписания декларации Минэкономики РФ и Госкомитет КНР по развитию и реформе подписали меморандум о поощрении расширения инвестиций сторон в технопарки, СЭЗ/ОЭЗ и производственные кластеры на территории обеих стран.
Эксперты полагают, что соглашение будет носить декларативный характер и скорее всего не даст ощутимый экономический эффект, потому что в нем не прописываются конкретные обязательства, а стороны не пойдут на принятие существенных рисков, как в случае с переговорами о создании ЗСТ. Также, срок окончания переговоров вряд ли получится завершить к 2020 году. Более вероятно, что этот процесс займет 10-15 лет, а любая страна ЕАЭС может задержать переговоры.
Декларация несет в себе два важных фактора. Первый – интеграционный проект ЕАЭС потенциально обеспечен инвестициями на порядок меньше, чем “Экономический пояс Шелкового пути” КНР. В России, где доминирует экономика ЕАЭС, принимают решение о переговорах, учитывая, что китайский проект крупнее. Второй – ранее Россия имела опыт аналогичных соглашений только с Евросоюзом, которые заморожены с 2013 года.
Ранее, вице-премьер РФ Аркадий Дворкович обсуждал возможность заключения похожего договора с торговым представителем США Майклом Фроманом, однако продолжения эта дискуссия не получила.
Напомним, что договор о создании ЕАЭС был подписан 29 мая 2014 года странами-участницами Таможенного союза и Единого экономического пространства. Сегодня в ЕАЭС входят Россия, Белоруссия, Казахстан и Армения. В скором времени в союз намерена вступить и Киргизия. Условиями вступления в ЕАЭС являются обеспечение свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в различных отраслях экономики. Правительство полагает, что все это сможет обеспечить стабильное экономическое развитие всех стран-участников в интересах повышения жизненного уровня их населения, а также повлияет на модернизацию, кооперацию и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.
В свою очередь идея проекта «Великий Шелковый путь» была озвучена председателем КНР Си Цзиньпином в сентябре 2013 года и предполагала создание транспортного, энергетического, торгового коридоров между странами Центральной, Южной Азии и Европы. В первую очередь преимущества проекта должны были отразиться на процессе доставки грузов из Китая на Дальний Восток.
В данное время «Шелковый путь» предполагает формирование единого евроазиатского торгово-экономического пространства и трансконтинентального транспортного коридора. Одной из основных целей КНР остается сокращении сроков доставки грузов из Китая в Европу (по расчетам, с 45-60 суток до 10-13 дней).
В инфраструктуру «Шелкового пути» будут входить три железнодорожных коридора (северный, южный и центральный), который станут фундаментом для развития альтернативных видов транспорта. Их строительство является крайне важным аспектом в реализации проекта.