В ходе последних политических событий, где противоречия между Москвой и Западом усиливаются, сближение КНР и России выглядит вполне естественным. Но при более конкретном рассмотрении данного вопроса можно увидеть и другую сторону медали.
Если взглянуть на отношения между Западом и Китаем без участия Российской стороны, то можно увидеть, что США не раз пытались привлечь Пекин к участию в украинском конфликте, о чем свидетельствует визит президента США Барака Обамы в Китай и попытка убедить Си Цзиньпина присоединиться к санкциям. Вторым шагом было проведение голосования по Крыму в Генассамблее ООН. Там Китай воздержался от права голоса. Понимание того, что именно Вашингтон потребовал от Пекина определиться, хорошо отражает сущность проблемы в отношениях Запада и Китая, которая стала видна задолго до украинского кризиса.
Считается, что политическая гонка между Западом и Китаем началась еще с тех лет, когда Пекин стал развиваться экономически, а международные перевозки грузов из Китая стали набирать обороты. Но процесс развития не шел семимильными шагами, т.к. китайское руководство на мировую политическую арену выходило обстоятельно и очень постепенно. именно такое поведение Китая поспособствовало ограничению проникновения США и Европы в Поднебесную.
Через время, сильный и развитый Китай предложил США и Европе политическую и торговую практику на своих условиях, но китайский подход не соответствовал типовым западным схемам. По этому, Европарламент поставил условием визита своей делегации в Пекин организацию встречи с местной оппозицией, причем с обязательным участием конкретных лиц по списку. Китай выполнил условие, все затребованные оппозиционеры присутствовали, однако помимо них в зале были еще несколько тысяч представителей компартии. Это не позволило снять картинку недовольного общества на примере оппозиционной группы.
После этого Брюссель пытался продвинуть свой вариант соглашения с Китаем о защите инвестиций, традиционно служащего инструментом продвижения своих интересов в зарубежных странах.
Иная ситуация произошла во время конфликта Китая с Японией по Восточнокитайскому морю. ЕС выступил в роли судьи конфликта и, для поддержания японской стороны, НАТО объявила Японию приоритетным партнером, а Вашингтон усилил соглашения о военной безопасности.
Китай заявил, что действия США являются вмешательством во внутренние дела, а Европу попросил определиться с позицией. В результате конфликта обе стороны, Китай и Япония, договорились без участия Запада. Причем Япония заметно сбавила обороты в политическом сближении с НАТО, не желая связывать себя дополнительными обязательствами.
Отсюда можно сделать вывод, что вопрос с Украиной является лишь дополнением к сложившейся ситуации противостояния КНР вмешательству Запада. Нежелание Вашингтона реформировать МВФ и настрой пройти через очередной кризис с монополией на институты финподдержки стали четким сигналом Китаю о необходимости альтернативных инструментов.
В ходе реагирования на ситуацию появились Пул валютных резервов и Банк развития БРИКС, а также Азиатский банк инфраструктурных инвестиций. Китайская платежная система China UnionPay (CUP) получила лицензию на деятельность в России, что может послужить новым рычагом давления на платежные системы MasterCard и Visa. Теперь все владельцы карт CUP могут снимать наличные из банкоматов и оплачивать покупки в любой точке страны.
По словам экспертов у китайской платежной системы нет особых конкурентных преимуществ, так что ситуация на рынке вряд ли обострится, хотя американцы станут более сговорчивыми.
Возможно, появление новой платежной системы на российском рынке поспособствует росту прямых сделок в русско-китайских интернет-магазинах, оборот которых растет из года в год. Но возможность оплаты доставки товара из Пекина и других городов Китая с помощью банковских карт Visa и MasterCard никто не отменял. Поэтому эксперты относятся с большой долей скептицизма к новой платёжной системе.
Гораздо более значимым фактором является появление PayPal на рынке России, так как эта платежная система во многом сильнее местных. Кроме того, специалисты не уверены, что российские банки будут готовы выдавать карточки China UnionPay в массовом порядке. Согласно данным Retail Banking Research (RBR), число эмитированных платежных карт в 2010 году по всему миру составило 3,4 млрд. штук. Из них Union Pay 29,2%, Visa 28,6%, MasterCard 20%.