18.06.2015

Все прелести китайского Шелкового пути

Сегодня глобализация китайского торгового бизнеса набирает обороты, вытесняя США и Европу на мировых рынках. Воплощение большого проекта «Экономический пояс Шелкового пути» может принести ряд выгод для многих стран. История данного проекта уходит корнями глубоко в древность, однако, попытки его реализации осуществлялись и в 2013 году. По задумке Новый путь должен соединить Китай со странами Европы, а также укрепить сотрудничество с Азией и Африкой. Бюджет проекта составляет 40 млрд. долларов. Денежные средства будут брать из Азиатского банка инфраструктурных инвестиций и Нового банка развития, созданного странами БРИКС.

Инфраструктура проекта включает в себя железные дороги, автотрассы, электростанции и индустриальные парки, эксплуатация которых позволит Китаю достичь объема торговли с другими странами 2,5 трлн. долларов в год через десяток лет.

Уже в конце марта 2015 года китайская Комиссия по национальному развитию и реформам совместно с Министерством иностранных дел и Министерством торговли разработали и подготовили проект Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути XXI века. По задумке Китай должен стать локомотивом в евразийской интеграции. Основными аспектами объединения станет создание зон свободной торговли, стандартизация и объединение торговых площадок, интеграция финансовой сферы с опорой на юань и развитие международных культурных и образовательных программ.

География «Шелкового пути» будет такова: сухопутный маршрут будет проходить через Китай, Центральную Азию, Ближний Восток, Европу и Россию, что позволит оперативно осуществлять перевозку сборных грузов из Китая в Москву; морской – от берегов Китая по Южно-Китайскому морю, Индийскому океану, Красному морю и через Суэцкий канал Средиземному морю с остановками в Африке. Будет ли Беларусь участвовать в этом масштабном проекте?

Китай считает Белоруссию важной узловой платформой, а индустриальный парк «Великий камень» является значимым объектом инфраструктуры. Для создания логистического центра в «Великом камне» привлечен крупный игрок логистического рынка Китая – China Merchants Group. Общий объем инвестиций в индустриальный парк «Великий Камень» оценивается в 500 млн. долларов. «Великий камень» будет действительно великим, его площадь составит 94 га. Первое вливание средств ожидается уже в этом году.

Преимущества участия Беларуси в глобальном проекте «Экономический пояс Шелкового пути» отметил доцент кафедры логистики Международного университета «МИТСО» Дмитрий Курочкин: «Непосредственное участие Беларуси в реализации проекта Экономического пояса Шелкового пути не обойдется без Белорусской железной дороги. Сейчас в сообщении Китай — Западная Европа — Китай по БЖД курсируют восемь контейнерных поездов: Китай — Польша (Чэнду — Лодзь), Китай — Германия (Чжэнчжоу — Гамбург), «Новый шелковый путь» Китай — Германия (Чунцин — Дуйсбург), BMW Германия — Китай (Лейпциг — Шэньян), «Сауле» Литва — Китай, DHL Китай — СНГ/ЕС (через Забайкальск), «Форд» Германия — Китай (Дуйсбург — Чунцин, через Достык), Китай (Ухань) — Польша/Чехия. В прошлом году объем перевозок грузов контейнерными поездами в сообщении Китай — ЕС — Китай по БЖД более чем в три раза превысил уровень 2013 года. Доля этих поездов в общем объеме контейнерных перевозок составила 21 %. Например, поезд из Германии в Китай, состоящий из 41 контейнера с грузом, 10—11 тыс. км (транзитом через Польшу, Беларусь, Россию и Казахстан) проходит примерно за 17 дней, что на 20 дней быстрее, чем перевозка грузов морским транспортом».

Ввиду того, что Китай готов вкладывать в инфраструктуру проекта на территории Беларуси значительные средства, основным условием будет возможность реализации китайских товаров не только на рынок ЕАЭС, но и на рынки ЕС через Белоруссию.

В целом китайский экспорт, особенно его западный регион СУАР интересен для многих стран. Сегодня СУАР экспортирует товаров на 15 млрд. долларов, преимущественно через восточные порты Китая, экспорт в западном направлении в 10 раз меньше. Однако в ближайшей перспективе экспорт может вырасти за счет одежды, обуви и пластика, а затем бытовой техники, аудио- и видеотехники и бюджетных автомобилей, производство которых планируется наладить в СУАР.

Республика Кахазстан также намерена принять участие не только в «Экономическом поясе Шелкового пути», но и в направлении «Новый Евразийский мост». Эксперты озвучили расчеты маршрутов данного проекта: «Инфраструктурная составляющая ЭПШП представлена несколькими маршрутами из западных районов КНР в направлении ключевых центров экономической активности в Европе и Южной Азии протяженностью от 8,5 до 11 тыс. км. Предполагается, что Северный маршрут пройдет через территорию Казахстана и Транссибирскую магистраль. Морские маршруты задействуют казахский порт Актау, а также порты Каспийского моря (Махачкала, Баку), обеспечивающие доступ в Кавказский регион, Турцию и Черноморский бассейн. Южные маршруты проходят через территорию Киргизии, Узбекистана, Туркменистана, Ирана и Пакистана, обеспечивая выход к Индийскому океану в районе Персидского залива».

Также, в 75 млрд. долларов был оценен «средний коридор», включающий железную дорогу Баку — Тбилиси — Карс и транзит через Каспий. Такой маршрут обеспечит оптимальную доставку товаров из Китая  в Европу через Каспийское море и Турцию.  Европа уже сегодня имеет возможность получать китайские товары железной дорогой, о чем рассказал Довиле Рингис, помощник гендиректора по связям с общественностью Клайпедского порта (Литва): «Груз доставляется в Европу из Китая в течение 10 дней (доставка морем занимает 40 дней). Развитие этого проекта железнодорожного сообщения межгосударственными соглашениями закрепили президенты Литвы и Казахстана». Это говорит о том, что часть транспортных магистралей уже существует и действует.

Еще одна часть проекта ЭПШП – транспортный коридор Западная Европа — Западный Китай. Длина итоговой трассы должна составить 8400 км, из которых 3400 км уже проложено по территории Китая, а 2800 км и 2200 км строятся или модернизируются в Казахстане и России соответственно.

Важным вопросом остается прохождение таможни при транспортировке грузов на большие расстояния. Заместитель генерального директора ЗАО «Бакинский международный морской торговый порт» Вахид Алиев отметил, что Бакинский порт разрабатывает проект единого окна с включением системы пре-букинга, с тем чтобы облегчить и ускорить обработку судов. 

В настоящее время обработка грузов на китайско-казахской границе занимает до 4 часов. Ускорить этот процесс пока что не получается, т.к. данные предоставляются только тогда, когда состав прибывает на пограничный пункт, а предварительной отправки информации по сопровождаемой документации нет.

К началу страницы
Оставить заявку