18.09.2015

«Великий Шелковый путь» – подобие ВТО?

Обсуждая крупнейший экономический проект «Шелковый путь», мировые эксперты стали задаваться вопросом: «Не хочет ли Китай захватить весь земной шар?». В перспективе сам проект объединит около 4,5 млрд. человек и свыше 60 стран мира, а экономическая зона растянется на треть земной поверхности.

Помимо сухопутных маршрутов будет задействовано и море. «Морской шелковый путь XXI века» возьмет начало в китайских портах Гуанчжоу и Кантон, пройдет через Таиланд, Вьетнам, Малайзию, Сингапур и Индонезию, Индийский океан, Красное море, Персидский залив, Суэцкий канал и Средиземное море. Ранее, до начала украинских событий, Крым также рассматривался как часть проекта.

В случае успешной реализации проекта «Шелковый путь», Транстихоокеанская и Трансатлантическая зоны свободной торговли окажутся гораздо слабее. Речь идет о формировании единого евразийского рынка, а многостороннее соглашение о свободной торговле должно стать завершающим штрихом. Власти КНР рассматривают данный проект как подобие ВТО, но на азиатский манер.

Одной из основных задач проекта остается восстановление инфраструктуры и экономики Афганистана, Пакистана, Ирака, Средней Азии и Ирана после прошедших войн. Если это произойдет, то влияние КНР в Средней Азии значительно вырастет. Например, Туркменистан сегодня поставляет половину импортируемого Китаем газа, а из Казахстана КНР забирает нефть. Узбекистан подписал многомиллионные контракты с Китаем по урану и газу.

На строительство и восстановление инфраструктуры объектов было выделено 40 миллиардов долларов. Помимо этого Китай планирует внести более 60 миллиардов долларов в три банка, которые будут оказывать поддержку проекту. Начал работу 100-миллиардный Азиатский банк инфраструктурных инвестиций. А с учетом частных инвестиций в проект «Один пояс, один путь» будет вложено до 900 миллиардов долларов. Для достижения совей цели, китайцы подворачивают под себя пространство, давая кредиты странам, лежащим на пути проекта. Их уже предоставлено 67, на 50 миллиардов долларов, под 2-5 процентов годовых.

Несомненно, Россия считается ключевым партнером в рамках проекта «Шелковый путь». Однако с огромными возможностями Россия получает и риски от усиления присутствия КНР в традиционных зонах влияния РФ. Потенциально российские производители могут выйти на новые рынки Камбоджи, Бирмы, Таиланда и Малайзии. На российской территории возникнут новые центры логистики. На сегодня российско-китайские соглашения уже предусматривают восемь проектов, прежде всего строительство высокоскоростной железной дороги Москва-Казань. Другая скоростная железная дорога свяжет китайскую провинцию Гирин с Владивостоком.

Также нельзя недооценивать выгоды для России взаимодействие «Шелкового пути» с Евразийским экономическим союзом в целом, т.к. ЕАЭС может использовать инфраструктурные строительства и институты финансового сопровождения для пользы национальных экономик.

Более подробно о совместных действиях России и КНР в рамках проекта «Шелковый путь» рассказал владелец и председатель совета директоров группы компаний «Сумма» Зиявудин Магомедов: «Вслед за соглашением, которое в мае подписали Россия и Китайская Народная Республика, конечно, должна быть конкретная работа, определяющая точки соприкосновения, конкретные проекты, которые могли бы реализовать Россия и Китай. Именно поэтому формулировка «Сопряжение ЕЭС и Шелкового пути, мне кажется, должна быть конвертирована в какие-то конкретные вещи, такие, как проект «Зарубино», железнодорожный проект. Сейчас обсуждается много идей, например, железнодорожный путь от Пекина, Гуанчжоу и Шэньчжэня до Москвы через Казань, Оренбург. В общем, перспективный сектор ж/д перевозок из Китая в Москву. Я полагаю, эти проекты должны быть переложены на бумагу и получить реальные очертания. И, наверное, какие-то из них будут выбраны. Потому что это самый капиталоемкий проект – проект железнодорожных магистралей ».

По поводу активности со стороны России бизнесмен отметил, что правительству необходимо  объявлять свою повестку и активно участвовать в проектах, т.к. наблюдается вливание китайских инвестиций во многие азиатские страны в обход России. В свою очередь в вопросе привлечения китайских инвестиций в РФ у Зиявудина Магомедова есть свое мнение: «Есть анонсированный и принятый закон о ТОРах (территории опережающего развития). Некоторые бизнес-круги его критикуют, говоря, что он не отвечает всем пожеланиям и требованиям. Но, я считаю, это серьезный шаг вперед. Плюс, как вы, наверное, помните, в декабре прошлого года в Российской Федерации была объявлена инициатива о свободных портах, которая, как мне кажется, будет сильнейшим драйвером развития. Если мы сможем, скажем так, реинкарнировать идею, мне кажется, это тоже сыграет существенную роль. С другой стороны, это значительные шаги, которые позволят диверсифицировать бизнес-деятельность на этих территориях. Как вы помните, в 2012 году во Владивостоке прошел форум АТЭС. Были вложены большие бюджетные средства для создания инфраструктуры: построен блестящий университет ДВФУ, мосты, дороги, аэропорт. Я полагаю, что мы не можем все это не использовать. Тем более сейчас очень популярна перевозка товара из Китая в Россию через Владивосток. Поэтому проведение такого форума, где собираются потенциальные инвесторы, крупнейшие азиатские компании и российский бизнес, который может быть для них партнером, я полагаю, это блестящая инициатива. Очень правильная и своевременная».

К началу страницы
Оставить заявку