25.07.2015

Новые страны в проекте «Экономический пояс Шелкового пути»

Крупнейшая китайская транспортная копания China Shipping Container Lines вложит средства в развитие порта Джурджулешты (Giurgiuleşti) — единственного молдавского порта на Дунае, открывающего стране выход к Черному морю. В перспективе данное событие повлияет на получение прямого доступа в Молдавию китайским товарам и, наоборот –  у Молдавии будет выход на рынки Китая, Азии и Ближнего Востока в целом.

Китайцы полагают, что порт Джурджулешты является стратегически важным объектом для проекта «Новый Шелковый путь». Более того этот путь должен стать наиболее удобным маршрутом, связывающим Азию и Европу. Размер планируемых инвестиций составит не менее $100 млрд. В настоящее время одним из главных способов контейнерных перевозок из Китая через Дальний Восток и далее на запад пока что остается порт Владивосток. Толчком к развитию главного молдавского порта стал запрет от россиян на ввоз молдавских вин, овощей и фруктов на потребительский рынок РФ. Поэтому, в поисках новых рынков сбыта продукции, молдавские коммерсанты обратились к рынкам Востока.

Глава Торгово-промышленной палаты Молдавии Валерий Лазэр прокомментировал данную ситуацию: «Двери в Азию теперь открыты. Нашим производителям больше не на что жаловаться, осталось только начать поставки конкурентоспособной продукции. Теперь у них есть все, что нужно для экспорта». В настоящее время доставка из Молдовы различных товаров осуществляется в 43 страны мира через порт Джурджулешты.

Реализация крупномасштабной инициативы «Новый Шелковый путь» привлекла большое внимание международного сообщества и стала активно реализовываться практически, свидетельством чего является создание Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ) под патронажем КНР с уставным капиталом $100 млрд., куда в январе этого года вошел Таджикистан и решение китайского руководства о выделении Пакистану более $40 млрд. Рассматривается также создание Фонда ШОС. По некоторым данным на реализацию данной инициативы КНР готова выделить более $1 трлн.

В данном проекте может быть задействована только сухопутная территория Таджикистана. В настоящее время «Новый Шелковый путь» располагает тремя маршрутами:

  • Главный маршрут: Чанъань (Сиань) – Ланьчжоу – Дуньхуан – Лоулань – южный склон Тянь-Шаня – Кашгар – Фергана – Согдиана – Мерв – южный берег Каспийского моря – Иран – Сирия – восточные порты Средиземноморья;
  • Южный маршрут: Чанъань (Сиань) – Ланьчжоу – Дуньхуан – северный склон Куньлуня – Хотан – Ташкурган – Вахан – Бактрия – соединение с главным маршрутом на южном берегу Каспийского моря;
  • Северный маршрут: Чанъань (Сиань) – Ланьчжоу – Дуньхуан – Лоулань – северный склон Тянь-Шаня – Хафтруд – правый берег Сырдарьи – Аральское море – северный берег Каспийского моря – Северный Кавказ – северо-восточные порты Черного моря.

Желание участия Таджикистана в проекте весьма велико. Уже сегодня власти рассматривают внесение корректировок в проект строительства  железной дороги Таджикистан – Китай. Строительство железной дороги через Каратегинскую долину решает несколько стратегических задач, таких как: индустриализация горной долины Таджикистана, развитие инфраструктуры страны и ее горнодобывающей отрасли, вывод страны из географической изолированности и превращение ее в транзитную зону.

Власти КНР активно работают над развитием инфраструктуры проекта, о чем свидетельствует официальное присоединение Египта к «Шелковому пути». В связи с этим президент Китая Си Цзиньпин предложил выключить Суэцкий канал в экономический пояс.

Еще в 2011 году Китай предложил новую концепцию Морского шелкового пути с целью усиления торговых отношений между Азией, Африкой и Европой. Предполагается, что за 10 лет объемы торговли в рамках партнерства вырастут до  $2.5 трлн.

К началу страницы
Оставить заявку