22.03.2015

Динамика развития ж/д перевозок между Россией и Китаем

Грузовые перевозки с привлечением железнодорожного транспорта всегда играли большую роль в отрасли логистики.  именно через ж/д пути проходит организация доставки грузов из Китая.  В свою очередь скорость продвижения грузов напрямую зависит от работы международных пунктов пропуска.

Если рассмотреть государственную границу Росси с Китаем, которая составляет 4 т. км, то здесь приходится всего 3 пограничных пункта для грузовых составов: Забайкальск – Маньчжурия в Забайкальском крае, Гродеково – Суйфэньхэ и Махалино – Хуньчунь в Приморском. При этом проходимость грузопотока на всех пунктах абсолютно разная: в Забайкалье грузопоток падает, а в Приморье растет.

За первые 2 месяца 2015 года Забайкальская дорога перевезла через международный пункт пропуска «Забайкальск» 2,3 млн. т грузов. Это на 21,4% меньше показателя за аналогичный период прошлого года. При этом наблюдаются рост импорта в Россию на 34,7% и снижение экспорта в КНР на 24,2%.
Падение грузопотока начало прослеживаться еще в прошлом году вследствие сложившейся макроэкономической ситуации. Весомо снизились объёмы перевозок угля и руды через Забайкальск: на 2,7 млн. т. и на 1,3 млн. т. соответственно.

Основным фактором сложившейся ситуации является падение спроса на уголь на фоне падения внутренних цен и сокращения объёмов добычи. Ранее разница в ценах на сырье позволяла китайцам получать хорошую прибыль от купли-продажи. Значительную часть российского топлива доставляли до китайских пограничных станций Маньчжурия и Суйфэньхэ и быстро продавали на месте. Так, на станции Маньчжурия более 1 млн. т угля закупало Бюро по внешнеэкономическому и техническому сотрудничеству Харбинской дороги. Но в связи с падением цен, доставка из Пекина в Россию сырья усложнилась, а коммерсанты перестали закупать уголь без контрактов с конечным потребителем.

По причине закрытия ряда предприятий в рамках реализации программы по сокращению избыточных производственных мощностей в китайской металлургии, а также из-за финансовых трудностей металлургических компаний северо-востока КНР, произошло снижение по руде.

Дополнительным ужесточающим фактором оказался рост тарифов на железнодорожные перевозки в Китае. Однако с начала 2015 года ситуация изменилась. Уже в январе произошёл значительный (+84,5%) к аналогичному периоду 2014 года рост экспорта руды. А за январь-февраль из России в КНР экспортировано 583,9 тыс. тонн.

Относительно дальневосточных пунктов пропуска с Китаем и Северной Кореей, перевозки растут с начала 2015 года. Общих оборот сухопутных пограничных переходов достиг 1,9 млн. т (прирост на четверть). По пограничному участку Махалино – Хуньчунь (КНР) только в феврале проследовало 74,8 тыс. тонн экспортного груза – на 27% больше, чем годом ранее.

На российско-китайском переходе Гродеково – Суйфэньхэ виден рост почти на 3% к аналогичному месяцу 2014.

Ввиду того, что китайская таможня и Дальневосточная дорога реализуют технологию электронного обмена документами, время прохождения груза через погранпереходы существенно сокращается. Упрощённый порядок действует в отношении экспорта, отправленного со станций Коршуниха-Ангарская, Челутай, Абаруг-Лесной, Тырган, Новокузнецк-сортировочный, Нерюнгри-грузовая, Олёкма, Чегдомын, Березники и Соликамск.

К началу страницы
Оставить заявку